С 1 сентября 2023 года в школах введут обязательный курс начальной военной подготовки в рамках ОБЖ. Чему там будут учить? Наш блогер Олеся Шмарловская уверена, что, какой бы ни была программа, за навыки и ценности, которые дети получат после таких занятий, отвечает педагог.
В официальных документах содержание курса начальной военной подготовки я не нашла. Учебно-методических пособий тоже нет — предполагается, что они будут создаваться школой самостоятельно. Поэтому пока непонятно, что конкретно станет основой для курса.
Если будет как раньше, то дети будут изучать привычные для школьников прошлых лет темы: «Знакомство с военной техникой», «Полоса препятствий», «Использование противогаза и марлевой повязки». Но сколько часов планируется отвести для курса? Могут ли с увеличением академических часов добавить, скажем, «Историю создания вооруженных сил РФ»? Или рассказ о военных институтах? Может ли быть такое, что, как и во времена ранее действовавшей военной педагогики, целью преподавания таких курсов в школе будет развитие качеств личности, способствующих успешному прохождению военной службы? Расскажут ли в рамках подраздела «военная подготовка» о ее целях? И главное — будут ли рассказывать об обратной стороне всего, что с военными действиями связано?
Наверное, все читали в школе «Войну и мир» Толстого? Думаю, в этом произведении очень хорошо проведено разделение между ценностями и целями. Один из героев, как мы помним, стремится защищать Родину, с гордостью носит гусарский мундир и с восторгом выполняет приказания государя. Но сражения требовали от него прохождения через боль и страх смерти. Занося гусарскую саблю над головой противника, он видит в нем человека и испытывает отвращение и страх к самому себе.
Мы не можем спорить с тем, что герои Толстого — отважны и готовы отдать жизнь на поле боя. Но автор снова и снова доказывает читателям, что одна из величайших ценностей, которые могут быть у человека — жизнь. Молодой юноша Ростов увидел в лице противника «человеческое лицо». Князь Болконский испытал сочувствие к солдатам и даже ненависть к войне накануне большой битвы.
Говорили ли мы на уроках литературы о патриотизме? Да. Все герои демонстрируют любовь к своей стране. Говорили ли о мужестве военных? Да. И вместе со всем этим учились общечеловеческим ценностям, которые стоят на первом месте.
Такие качества личности, как жизнерадостность, сострадание, жизнелюбие должны быть частью патриотического воспитания
Любовь к стране и Отечеству без любви к самой жизни невозможны. Школьник не сможет заметить, как прекрасен его город или чем отличается природа его края, если он в принципе не умеет лицезреть жизнь в ее красоте. Если ребенок влюблен в жизнь, в то, что окружает, любовь к стране становится чем-то самим собой разумеющимся. Также как и любовь к своему народу или гордость за его достижения. Социальная активность невозможна без стремления к творчеству и любви. Гражданская ответственность невозможна без понимания понятий «свобода» и «ответственность».
От педагогов сейчас зависит то, каким получится этот курс. Какие у него будут подразделы, что мы будем рассказывать на этих уроках. Коллеги, есть ли у вас идеи, как можно (и можно ли вообще) научить ребенка ценить жизнь и относится к ней как к уникальному дару? Есть ли у нас какие-то планы, как обучать этому детей?
Недавно я посмотрела фильм «Кролик Джоджо», и он меня поразил. Привожу его в пример, так как это история о том, как в условиях культивирования ненависти героине удалось научить сына ценить человеческую жизнь. И этот дар затмил все рассуждения о «плохих» и «хороших», «правильных» или «неправильных». Этот фильм — о способах учить альтернативным ценностям, выращивать вместе с дисциплиной и гордостью чувство сопереживания к миру, и этим самым достигать поставленных целей перед педагогикой. Что вы думаете об этом?
Фото: Free Wind 2014 / Shutterstock / Fotodom