Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm
Вопрос. В нашем классе есть ребенок, который каждый урок поет песни, кричит, обзывает детей, дерётся. Из-за этого остальные дети не слышат, что говорит учитель, либо учитель весь урок успокаивает этого мальчика. Мы неоднократно писали маме ребенка, но она всех игнорирует. Подали жалобу на имя директора, нас вызвали в школу. Директор пообещала поставить камеру в классе, чтобы проследить за мальчиком. Установили камеру, и теперь директор говорит, что остальные дети ведут себя не лучше, хотя класс стал вести себя так из-за этого мальчика. Мы узнали, что у ребенка были проблемы в садике и в школе в первом классе, после чего его перевели к нам. Сейчас наши дети учатся во втором классе. Подскажите, куда нам обратиться?
Анна Черняева, юрист:
Каждый ученик должен уважать одноклассников и педагогов и добросовестно осваивать образовательную программу (ст. 43 ФЗ «Об образовании»). За неподобающее поведение к ребенку могут быть применены меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор или, в крайнем случае, отчисление из школы, но только в том случае, если ребенок не получает дошкольное или начальное общее образование и не имеет ограниченные возможности по здоровью (приказ Минобрнауки России от 15 марта 2013 г. № 185).
Родители, конечно, могут попробовать обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, но в конкретном случае речь скорее идет о надлежащем воспитании школьника. Им занимается в том числе и классный руководитель, чья обязанность состоит в создании благоприятных условий в классе путем формирования навыков общения между учениками и принципов уважения и взаимопомощи (разд. 4 Методических рекомендаций, утв. Письмом Минпросвещения России от 12.05.2020 N ВБ-1011/08).
Если говорить о конкретных шагах родителей, то здесь есть три варианта
Первый – это обращение к классному руководителю с письменным или устным заявлением о проведении общего родительского собрания с целью решить проблему.
Второй – обращение в комиссию по урегулированию споров. Комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и работников образовательного учреждения. Если решение не устроит, то оно может быть обжаловано.
Третий – еще раз обратиться к руководству учебного заведения, которое обязано принять надлежащие меры. В том случае, когда директор не хочет объективно разобраться и решить возникшую ситуацию, на него можно подать жалобу в вышестоящий орган исполнительной власти.
Эвелина Зейтунян, психолог:
Когда речь идет о детях младшего школьного и дошкольного возраста, то особенности их поведения мы рассматриваем как проявление семейного симптома. То есть внутри семьи есть какая-то сложная ситуация, которую ребенок пытается пережить через агрессию.
Очень важно, чтобы учитель не поддавался как своим эмоциям, так и эмоциям учеников, ни в коем случае не повышал голос на ребенка и не угрожал ему: это может лишь усугубить проблему. Так как дети не умеют обращаться с собственной агрессией, со стороны взрослого важно суметь эмоционально поддержать ребенка (например, попробовать использовать следующие фразы: «Я вижу, что ты сейчас злишься…», «Ты злишься и имеешь на это право…», «Я замечаю, что ты злишься, и мне с этим…») или провести с ним диалог «на уровне глаз», понизив голос в 2–3 раза. Хочу отметить, что родителям самим важно уметь проживать агрессию, потому как если этого навыка нет, то и обучить ребенка этому невозможно.
В целом в таких ситуациях необходимо привлекать школьного психолога, посетить которого мальчик должен вместе с его родителями. Так специалист поймет причины формирования агрессивного поведения. Можно еще обратиться к неврологу и психотерапевту для диагностики. Иногда такое поведение может быть связано с нарушением работы центральной нервной системы.