Как вырастить уверенного в себе ребёнка?

Важным моментом в воспитании ребёнка является формирование у него уверенности в себе. Такое качество, по мнению психологов, помогает ему пробовать что-то новое, браться за более сложные задачи. Если у малыша не будет уверенности в своих силах, то он будет бояться разочаровать близких, прослыть неудачником, вызвать неодобрение окружающих. Когда же он вырастет, то не сможет сделать успешную карьеру, ведь в жизни более всего ценят тех работников, которые могут взять ответственность на себя, готовы предложить рискованные, нестандартные выходы из трудных ситуаций.
Далее приводятся некоторые рекомендации как вырастить уверенного в себе ребёнка, у которого будет больше шансов в будущем. Всё в ваших – ведь характер в основном формируется в семье.

Откуда берётся вера в себя?

  • Из веры родителей в ребёнка. Тревогу родителей можно считать противоположностью веры в ребёнка. Она больше склонна ожидать неисправимую катастрофу. Вместо того, чтобы тревожиться, лучше больше акцентироваться на моментах, в которых ребёнок с чем-то успешно справлялся, обсуждать именно их, закрепляя подобный ход мыслей.
  • Из адекватного отражения реальности. Ребёнку лучше указывать не только на его неудачи и промахи, но разворачивать перед ним полную картину, где он одним владеет, а другим ещё нет. Если ребёнок знает о себе всё, то ему проще будет опереться на сильные стороны своей личности, а слабые либо защитить, либо попросить о помощи касательно них.

Полезные рекомендации

Позвольте ребенку быть самостоятельным

Ребёнку важно знать, что многое он уже может сам, хотя и далеко не всё. Неуверенность часто появляется именно из-за того, что малыш не имеет опыта собственной деятельности и активности. Это проявляется обычно в тех семьях, где родители приучили ребёнка с малых лет к тому, что всё делают за него. Такие дети, взрослея, неизбежно попадают в ситуации, где им необходимо проявить себя, но, не умея этого, они теряются, не знают, что делать, начинают ощущать неуверенность.
Взрослые должны учить их компетентности, с детства проявлять свои способности. Это совсем не сложно – позволить малышу самостоятельно убирать игрушки, одеваться, обслуживать себя, гулять с собакой, решать проблемы, творить, делать выбор и ещё много из того, что за него предпочитают делать родители.

Бросьте вызов ребёнку

Малыша нужно научить всегда двигаться вперёд, чтобы он понял, что достижение локальной цели является лишь началом, после которого ему необходимо сделать нечто более значимое. Научился кататься на трёхколёсном велосипеде – а вот попробуй теперь на двух колёсах! Он должен быть уверен, что справится и с такой задачей, тем более что взрослый в случае нужды обязательно его подстрахует.

 

Меньше ругайте и чаще хвалите друг друга

Если папа починил кран – молодец, не нужно вызывать сантехника! Мама испекла вкусный пирог, который все уплели мигом – какая она замечательная! Сын нарисовал дракона – такую красоту нужно немедленно повесить на стену!

 

Родительская любовь должна быть безусловной

У ребёнка не разовьётся уверенность в себе, если его любят и отмечают лишь в те моменты, когда он примерно себя ведёт, получает пятёрки, беспрекословно слушается родителей, не обижает младших. Человек не может быть идеальным, и ребёнка это также касается. Если дети купаются в условной любви взрослых, то непременно думают, что раз у них на самом деле есть и отрицательные черты (а о таких каждый про себя знает), то они всегда могут этой любви лишиться. Отсюда произрастает и неуверенность в своих силах.
Родители должны любить и принимать детей любыми – не только паиньками, но и непослушными хулиганами, не только отличниками, но и двоечниками. Но принимать – вовсе не означает поощрять неблаговидное поведение, просто критиковать нужно поступок, а не ребёнка. Лишь в этом случае он будет знать, что сам-то он хороший, нужный и любимый в семье, но ему просто нужно стараться не делать того, что огорчает родственников.

Придумайте ребенку его личную зону ответственности

Например, поручите ему кормить кошку, мыть чашки, поливать домашние цветы, стоящие на подоконниках. Ребенок должен быть командиром в порученных сферах, ему никто не будет напоминать о его обязанностях, принуждать что-то делать, выражая тем самым уверенность, что со всем он справится сам.

Научите ребёнка воспринимать критику правильно

С критикой ребенку непременно придётся сталкиваться в жизни – всем ведь не угодишь! Плохой реакцией на критику будет отчаяние и опущенные руки, правильнее воспринимать её в качестве совета, ступеньки, позволяющей сделать ещё шаг наверх.

Позволить ребенку принимать решения

Если у ребёнка сызмала есть возможность делать выбор, то он вырастет более уверенным в своих силах. Детям намного проще, когда за них кто-то принимает решения, но избыток контроля будет их подавлять.
Малышу лучше предложить на выбор несколько вариантов, например, какие блюда из предложенных он хотел бы иметь на обед, чтобы он сам мог решить, что есть сегодня.
Но при этом ребенку нужно дать понять, что последнее слово в существенных вопросах остаётся за взрослым. Если девочка предпочитает стричься, как мальчик и носить мальчишескую одежду, то это её право. Но она не может отказаться от посещения курсов китайского языка, если уж так решили родители.
Нужно вместе строить и обсуждать планы: что приготовить на обед, куда пойти гулять, чем заняться в выходные, а решения принимать коллегиально.

 

Воспитывайте целеустремлённость и оптимизм

Если разочарования подавляют ребёнка, то ему нужно помочь стать большим оптимистом. При этом не нужно отыскивать в поражении светлые стороны, а лучше обсудить с ним конкретные шаги, которые помогут улучшить ситуацию.
Если ребёнок хуже всех читает в классе, то ему можно сказать, что у каждого свой темп развития и тут же предложить тратить на улучшение навыков чтения часть своего свободного времени. Если ребёнку не дали ведущей роли в школьном спектакле, то не нужно его убеждать, что он уже практически звезда, и зря они так с ним поступили. Лучше отметить его разочарование и предложить вместе подумать над тем, как можно улучшить его шансы на получение роли в следующем спектакле.

Содействуйте решению текущих задач

По мнению психологов, даже маленькие дети способны договариваться, если чего-то хотят добиться. Уже в 4 года дети способны самостоятельно решать некоторые свои проблемы. Это качество у них необходимо поощрять.
Обычная картина – малыш в слезах возвращается с детской площадки и жалуется, что у него там отобрали игрушку. Обычно взрослые тут же устремляются на «поле боя», чтобы вернуть утраченную собственность. Но правильнее будет предложить малышу самому подумать над тем, как вернуть свою игрушку. Если он предложит всё тот же способ – отобрать, то его нужно спросить, что после этого наверняка случится. А затем предложить придумать иные варианты вернуть свою вещь. Часто дети в ответ на это предложение генерируют много идей, часть из которых выглядит достаточно зрело. Например, он может прийти к выводу, что в одиночку играть скучнее, чем вместе.

Детям важно иметь право на ошибку

Утверждение, что уверенные в себе люди никогда не ошибаются – совершеннейшая чепуха! С ними также случаются промахи и просчёты, но они относятся к ним, как к жизненному опыту, из которого делают выводы, иными словами, они учатся на своих ошибках. Ребёнку нужно помочь принять и осознать ошибку, так он сможет лучше разобраться в себе, поймёт свои желания, различит цели.
Важной особенностью уверенного в себе человека является позволение самому себе быть любым – как удачливым, так и не слишком. Это помогает ему не впадать в депрессию из-за каждой неудачи, и даже после серьёзных провалов подниматься и всё начинать сначала. И это опредеденно один из самых важных советов, как вырастить уверенного в себе ребенка.

Вредные советы

  • Если малыш никак не может что-то сделать (слепить куличик, нарисовать киску, застегнуть на куртке молнию), то нужно ему помочь. На самом деле пусть все делает сам, а то не научится никогда.
  • Постоянно ставить в пример других детей, делающих что-то лучше, чем собственный ребёнок.
  • Требовать от ребёнка беспрекословного подчинения себе, давя на него своим авторитетом взрослого.
  • Пропускать мимо ушей инициативу ребёнка под тем же предлогом – что ему ещё рано указывать старшим.
  • Посещать все занятия ребёнка и вмешиваться в работу преподавателей или тренеров. Свои замечания высказывать во всеуслышание, советовать педагогу, как обращаться с ребёнком. Возмущаться, если показалось, что ребенка где-то «зажимают», отодвигают в сторону в пользу других детей.
  • Не слишком восторгаться по поводу достижений ребёнка, чтобы он не зазнался.
  • Желая похвалить своё чадо, использовать фразы типа «ты самый лучший…», «ты лучше Пети, который ничего не умеет».
  • Настраивать ребёнка на неминуемый успех, когда он ещё не гарантирован.
  • Грозить наказаниями за неуспех, например, обещая лишить сладкого.
  • Смеяться над ребёнком, получившим плохую отметку, сделавшим что-то не так или проигравшим в спорте.
  • Драматизировать любую неудачу чада, воспитывая в нём комплекс вины. 

©


Вам также может быть интересно:


Сохранить и поделиться: