Откуда берутся гении? Как развивать свои способности? Может ли творчество и интеллектуальная работа продлить молодость?
О том, как работает наш мозг, почему гениальность – это болезнь и почему дети не должны быть послушными, рассказывает член-корреспондент РАН, директор Института мозга человека Святослав Всеволодович МЕДВЕДЕВ.
«АиФ»: — На самом ли деле все дети гениальны, и согласны ли вы с таким расхожим мнением, что ребенка можно научить абсолютно всему?
Святослав Медведев (С.М.): — Что такое гениальность? Гениальность – это серьезная поломка мозга, потому что гениальный человек склонен к неправильному поведению. Как говорил Эйнштейн: «Все знают, что это невозможно. Приходит один, который этого не знает». Гениальность – это всегда болезнь. Пожалуй, единственный человек, кто был гениальным и адекватным, — это Нильс Бор. Возьмите Лермонтова или Пушкина. Если вы прочитаете воспоминания об их жизни, об их близких друзьях, то поймете: нельзя сказать, что с ними было легко жить.
Любой гений — это психически больной человек, потому что у него нет стандартов. Часто он не просто гениальный, а действительно сумасшедший.
И только очень немногие люди могут креативно не соблюдать стандарты. В каком-то смысле ребенок гениален, потому что у ребенка возникают ассоциации, которые вам в голову не придут, но эта гениальность никуда не ведет по одной простой причине – у гения есть еще знания, а у ребенка такого существенного компонента нет. Он соотносит вещи, которые иногда бывают несопоставимы. Вот почему ребенок может стать гениальным, но не креативным, то есть от этой гениальности толку не будет.
Можно ли обучить ребенка всему, чему угодно? И да, и нет. Да, из ребенка можно вылепить до определенного что-то, что вы хотите получить. Но если у ребенка нет слуха или голоса, вы из него Карузо или Паганини не сделаете. Дальше возникает одна очень важная вещь, о которой непрестанно говорит директор Института возрастной физиологии, академик РАО Марьям БЕЗРУКИХ, я в этом ее очень поддерживаю. Из моих исследований это тоже вытекает.
Стереотаксические операции (связанные с точечным воздействием на какие-то структуры мозга), которые мы проводим, делаются людям после 18 лет, до этого возраста мозг не сформировался. Например, ребенок начинает ходить, одновременно пытается говорить: если вы его окликнете — он может упасть, потому что огромная область мозга занята обеспечением ходьбы и не менее огромная — обеспечением речи. С возрастом сил мозга хватает на гораздо большее количество вещей: вы можете вести машину, одновременно разговаривать по телефону, думать, потому что произошла минимизация территории.
Ребенка можно научить читать в 3-4 года. Но когда вы учите ребенка читать в раннем возрасте или обучаете его чему-то сложному, когда у него еще не сформировался аппарат для этого, он создает некое искусственное построение для обеспечения чтения, поэтому в будущем он будет читать хуже, чем те, которые приучились к этому вовремя.
Все должно созреть, все должно быть в свое время. Более того, если мозг человека начинает развиваться слишком рано, слишком быстро, то могут возникнуть неврозы, потому что за любой разбаланс надо платить. Что такое невроз? Это болезнь рассогласования.
«АиФ»: — Правильно ли я понимаю, что когда современные родители пытаются нагрузить своих детей уроками по какой-то новой программе, пригласить репетиторов, учить три языка, это все вредно?
С.М.: — Два языка не вредно. Могу сказать, что ребенок должен быть непослушным. Послушный ребенок – это болезнь. Ребенок должен ломать вещи, чтобы понять, что внутри. Если вы заставляете ребенка учить уроки, постоянно что-то делать, муштруете его – это не воспитание. Нельзя требовать от ребенка слишком многого, он должен играть, потому что игра для ребенка – это тоже познание жизни, это очень важный элемент. Если вы будете готовить ребенка к тому, чтобы он был только отличником, вы готовите олимпийского чемпиона, а теперь возьмите олимпийских чемпионов, которым 40 лет. Это больные люди. Возьмите балерин и танцовщиков в 45 лет. Они еле ходят, потому что при супернагрузках вы вычерпываете все резервы мозга. Этого делать нельзя.
Эликсир молодости
«АиФ»: — Академик Наталья Бехтерева пришла к выводу, что активная творческая работа мозга повышает продолжительность жизни. Значит, нашли тот самый эликсир молодости? А где доказательства?
С.М.: — Нельзя сказать, что это эликсир молодости. Когда вы приходите в Академию наук, то, с одной стороны, вас поражает, как много там стариков, то есть возраст членов Академии наук большой, но это люди живые, с сохранившимся интеллектом. Они все время его тренировали. Это люди, которые, несмотря на старческие заболевания, существенно лучше себя чувствуют, чем среднестатистический человек, потому что нейроны мозга изначально связаны с обеспечением деятельности тела: дыхание, регулировка движения и прочее. Дальше на них в процессе обучения накладываются другие виды деятельности: язык, мышление, чувство любви, чувство ненависти.
Задействованы одни и те же нейроны. Когда вы начинаете делать достаточно сложную работу, вы достаточно быстро находите алгоритм. Первый раз вы делаете что-то достаточно долго, а потом все уже происходит быстрее. Происходит минимизация территории. Но есть один вид деятельности, который невозможно свести к алгоритму, – это творчество, когда вы не знаете, что вам придет в голову и как эта задача решается. При этом задействованы все нейроны, потому что они не знают, что понадобится для работы. Получается словно массаж организма, потому что эти нейроны активируются для решения задачи и одновременно они активируют организм человека, его тело, его органы. Поэтому у людей, которые активно занимаются творчеством, мозг не стареет, у них не стареет и тело, оно остается более молодым за счет того, что человек его все время стимулирует.
Читать надо уметь
«АиФ»: — Достаточно ли, чтобы стимулировать мозг, просто много читать?
С.М.: — Во-первых, смотря что читать. Во-вторых, бывает так, что человек читает, не вдумываясь. К сожалению, сегодня чтение для большинства людей перестало иметь ту привлекательную силу, которую имело раньше. Мы перестали уметь читать в том смысле, что чтение больше не будит фантазию. Когда я читал «Трех мушкетеров», я мысленно представлял себе героев, и это будило воображение. Сейчас вы читаете: миледи – Терехова, д’Артаньян – Боярский, уже воображение не работает, потому что человек отравлен телевидением. В книгах, особенно классических, очень важны переживания героя, наши мысли о том, почему он так поступил. Помните, в «Войне и мире» Пьер Безухов долго думает, почему он должен убить Наполеона? Это, во-первых, заставляет читателя размышлять, правильно он думает или нет, а во-вторых, это модель нормальной жизни. Человек, прочитав «Анну Каренину» и «Сагу о Форсайтах», понимает, к чему ведут определенные действия, он как бы проиграл, промоделировал ситуацию и ему понятно, почему это происходит, а в кино очень часто это непонятно, потому что человек не знает ситуации и общества.
«АиФ»: — То есть надо вдумчиво читать классику?
С.М.: — Я думаю, что надо вообще вдумчиво читать, и классику в том числе, и задавать себе вопросы, почему это происходит. Мы же даже «Евгения Онегина» читать уже не можем. Вот переведите «Мой дядя самых честных правил» и «Он уважать себя заставил».
И многие не знают, что в то время была крайне популярна басня Пушкина «Осел был самых честных правил», поэтому Пушкин пишет: «Мой дядя – осел». Что такое «Он уважать себя заставил»? Значит, умер. Когда начинаете читать эти вещи, то, так как вы не дитя той эпохи, то не можете знать таких тонкостей, нет ассоциативного ряда.
«АиФ»: — Можно ли воздействовать на мозг так, чтобы он сам привел в порядок весь наш организм? Появились ли новые прорывные технологии в лечении людских заболеваний?
С.М.: — Очень часто воздействие на мозг действительно помогает лечению болезни. Известно, что в случае победы армии больше раненых возвращается в строй и солдаты быстрее покидают лазареты, но все — до определенной степени. Если человеку оторвало руку, то в строй он уже не вернется.