В саду заставляют спать днём, а он с двух лет уже не спит! И из-за стола вставать не разрешают! И вообще очень много муштры — посоветуйте садик, где на детей не кричат, не оценивают, не сравнивают, где свободное поведение!

На форумах и в родительских группах часто всплывают такие обсуждения, результатом которых часто бывает совет рассмотреть для свободолюбивого ребенка вальдорфский детский сад. Как мама ребенка, такой сад посещавшего, ответственно заявляю — совет неподходящий.

Происходит некоторая подмена понятий. Вальдорфский детский сад — место культивирования свободной игры и правильного развития. Не свободы и вседозволенности ребенка отнюдь. О правильном развитии вальдорфские педагоги имеют ооочень устойчивые представления, которые не своротить очередной маме очередного неспящего днём.

Дальше немного порассуждаю про вальдорфский сад, но в целом статья не о нем — а о правилах вообще.

В вальдорфском саду все спят днём. Исключение иногда делается для старших в группе детей (группы разновозрастные) предшкольного возраста. Не разговаривают громко за столом. Не начинают есть и не выходят из-за стола раньше разрешённого времени. Не играют в игровой зоне в тот момент, когда идёт занятие. И много ещё всяких не… не… не…, которые каждый ребенок должен соблюдать. В общем, я совершенно не уверена, что правил в вальдорфском детском саду меньше, чем в обычном государственном. Вот оценочности, сравнения, крика на детей, чтобы побудить эти правила исполнять — действительно нет.

А как же?!!! Ведь он действительно не спит днём!!! А если ребенок громко говорит за столом?!!! А захотел выйти раньше!!! Это же ребенок, как его принуждать?!!! И другой полюс — это же ребенок, его НАДО принуждать, иначе…

Правила вообще — это в последнее время какая-то пугалка для родителей, память о застывшей манной каше из своих детских лет, и суп в эту кашу сверху, если не доел — закрой рот и ешь! Утонешь, домой не приходи! Вот это вот все — потому что Я! Так! Сказала! А вот у соседки Маши ее Паша, не то, что ты…

Мы помним такие правила из своего детства и, вооруженные огромным количеством информации, пытаемся делать по-другому, лавируя между счастливыми детьми Ледлофф и современной компьютерной цивилизацией, ищем, пробуем, щупаем, одержимые единственной идеей — пусть будут счастливы! Пожалуйста, пусть будут счастливы! На одной чаше весов наших воспоминаний — счастье свободной игры со сверстниками, горка и санки, лужа и сапоги, куклы и подружка. На другой — соленые слезы по щекам, слезы ноябрьского утреннего дождя, мама, уходящая в черноту осени… Все ходят в сад! Такие правила! Иванова, да мало ли что тебя от пенки в какао тошнит!

Ну и вывод чаще всего делаем ложный. Правила — зло! Дети всегда правы! Ребенок должен делать то, что хочет! Только тогда он будет счастлив…

Но странное получается — вроде все для них делаешь, пылинки сдуваешь, желания и нежелания немедленно удовлетворяешь… А ему все мало. Все недоволен. Все время плачет. Все время хочет ещё больше. Почему так!!!! Ведь я исключила из его жизни основной кошмар своего детства — правила!!!!!

Знаете, не в правилах зло. А в нелюбви. В незнании. В непонимании.

В два года оторваться от матери и остаться в холодном казенном учреждении на весь день, потому что так принято и все так делают — злое правило от непонимания.

Учить трехлетку читать, потому что у соседки Маши — злое правило от незнания.

Впихивать какао с пенкой ребенку, которого тошнит — злое правило от нелюбви.

Любое правило — зло, если в нем нет СМЫСЛА. Возвращаясь к нашему вальдорфскому садику — нет там правила, которое воспитатели не могли бы обосновать. Да, желающие могут поспорить. Но даже если найти в этих правилах слабые места — любящий, уверенный в том, что он делает, взрослый — та сила, которая не может сделать ребенку плохо, даже если правило кажется кому-то странненьким и ненужным.

Да, кто-то не любит спать днём. Но терпеливый воспитатель, уверенный в том, что это ребенку необходимо, намажет ему пяточки лавандой, споёт тихую песню и посидит рядом. И, делая так изо дня в день, приучит ребенка. В конце концов, спать днём в три года — доказанная возрастная необходимость.

Да, кто-то быстро поел, и хочет выбежать из-за стола. Но изо дня в день раздается тихая песенка, после которой все выходят из-за стола — и ребенок привыкает и ждёт.

Да, кто-то не хочет вместе со всеми валять из шерсти, а хочет скакать по многоярусному игровому дому — но во время занятия в игровой зоне погашен свет.

И вот так, ежедневным повторением, тихой песней, ритуалом, визуальными подсказками, обозначающими этапы дня — и достигается соблюдение правил. Не криком и нотациями, не сравнением и игнором. И — слушаются. Спят. Едят. Участвуют в совместных занятиях. Убирают разбросанное. Опускают занесенную для удара руку… Слушают, слышат, смотрят долго и внимательно на взрослого — он же друг. Большой и сильный, который знает что делает, и готов делиться. На самом деле дети любят правила. Правила для них — незыблемая опора в этом сложном мире.

В атмосфере продуманных правил дети спокойны и уверены в себе.

Зло — не правила. А некоторые средства их воплощения. И, конечно, — равнодушие. Нелюбовь.

©


Вам также может быть интересно:


Сохранить и поделиться: