FactUm-InfoИнформационно-развлекательный сайт

О важности и роли чтения в жизни своих детей задумывается каждый родитель, заботящийся об их гармоничном, правильном и целостном развитии. Но если в одних семьях мамам и папам достаточно просто отправить своё чадо в детский садик или школу, переложив, да не прозвучит громогласно, ответственность на плечи воспитателей и учителей, то в других заботливые родители предпочитают заниматься с малышами ещё и самостоятельно.

Информация из этой статьи предназначается как раз людям второй категории, ведь те, кто относится к первой, вряд ли будут искать в Интернете соответствующую информацию. Но продолжим.

Несмотря на большое желание научить своё драгоценное чадо читать как можно скорее, к этому процессу следует подходить с максимальным вниманием и осторожностью, ведь здесь есть свои тонкости и нюансы, на которые просто нельзя закрывать глаза. Дело в том, что вопреки распространённому мнению «чем раньше приступить к освоению с ребёнком азов чтения, тем лучше» многие специалисты (невропатологи, детские психологи и т. д.) убеждены, что это может привести к отрицательным последствиям в будущем. К примеру, раннее обучение чтению с сопутствующими ему преждевременными нагрузками на зрительный аппарат нередко становится причиной близорукости и других проблем со зрением.

Таким образом, очень важно знать хотя бы основные особенности формирования организма ребёнка, когда следует начинать обучать детей чтению и как определяется их готовность к этому процессу, а также придерживаться основных соответствующих правил. Эти основополагающие вопросы и будут рассмотрены ниже.

Как формируется ребёнок: общая информация

Здесь мы представим лишь общую информацию, т. к. её будет вполне достаточно.

Итак, начиная с ранних сроков беременности и заканчивая трёхлетним возрастом, формируется первый функциональный блок головного мозга малыша, отвечающий за его телесное, познавательное и эмоциональное восприятие.

С трёх до пяти–восьми лет происходит формирование второго функционального блока головного мозга, управляющего пятью чувствами – осязанием, вкусом, обонянием, слухом и зрением.

Что же касается сознательной психической деятельности, то она развивается в период примерно от семи до пятнадцати лет.

Следует иметь в виду, что формирование функциональных блоков мозга – процесс последовательный. Любая попытка родителя «проскочить» какой-либо этап отрицательно сказывается на заложенном природой развитии ребёнка, т. к. в него вносятся неестественные «коррективы». Коварность же последствий состоит в том, что, вполне вероятно, сказываться они будут не сразу, а по прошествии лет. Впоследствии у уже повзрослевшего ребёнка могут появиться проблемы, выражающиеся не только в речевых нарушениях, неврозах, двигательных сбоях и т. п., но и в трудностях во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Исходя из этого, начинать учить ребёнка читать нужно в определенное время.

Когда можно начинать обучать ребёнка чтению

Мнений на счёт того, когда можно начинать обучать ребёнка чтению, несколько. Одни специалисты полагают, что приступать к определённой работе, например, к показу карточек Домана (Гленн Доман – американский врач-физиотерапевт, автор обучающих методик для детей), можно уже по достижении малышом полугодовалого возраста, а другие считают, что лучше всего начинать в 3–4 года, причём именно с букваря. Однако все педагоги сходятся в одном: никакое обучение чтению совершенно недопустимо и невозможно, пока ребёнок не освоил навыки речи. Если же где-то к 3–4 годам малыш начинает оживлённо интересоваться книгами, приступать к обучению чтению не только можно, но и нужно.

Тут же стоит отметить, что при проявлении неусидчивости и равнодушии к печатным материалам перед обучением следует понять, как вызвать у ребёнка интерес к чтению. В решении этой проблемы родителям поможет невероятный выбор книг, выделяющихся, помимо яркости и красочности, наличием множества движущихся элементов и даже звуковым сопровождением. Благодаря этому чтение становится для детей не просто интересным занятием, но и увлекательной игрой. На начальной стадии любая книга служит не столько источником знаний, сколько способом приобщения к самому процессу чтения.

Продолжая разговор на тему готовности ребёнка к чтению, определить её можно по нескольким признакам:

1. Во-первых, у малыша уже сформирована речь, и он в состоянии произносить слова и предложения, а также составлять хотя бы небольшие связные рассказы.

2. Во-вторых, у ребёнка нет нарушений логопедического характера, причём это касается как неправильного произношения, так и нарушений мелодики, темпа и ритма речи.

3. В-третьих, малыш способен нормально ориентироваться в пространстве, и не путает между собой понятия «вправо», «влево», «вниз» и «вверх».

4. В-четвертых, у ребёнка в достаточной степени развит фонематический слух, т. е. он может легко распознавать звуки в разных частях слов.

Если с чем-то из названного выше наблюдаются проблемы, следует заняться их устранением – уделить некоторое время проработке вызывающих сложность моментов, посетить логопеда, невропатолога и т. д. Если же всё в порядке (или после устранения проблем), можно переходить к обучению чтению.

Несколько слов о правильном обучении чтению

Представленный вопрос волнует, пожалуй, каждого родителя. И первым ответом на него станет традиционная методика, сводящаяся к ежедневному выполнению монотонных занятий по чтению букваря. Но такой вариант не очень эффективен, ведь практически всегда ребёнку становится скучно и он быстро устаёт. Плюс к этому он совсем не учится вдумчивому чтению. Конечно же, малыш будет осваивать некоторые навыки и знания, но назвать это хорошим способом чувственно-эмоционального развития, познания окружающего мира и своего места в нём можно с большой натяжкой. Чтобы процесс стал увлекательным и творческим, чтобы он вызывал у ребёнка интерес, чтобы навык чтения осваивался эффективно, нужно использовать иные методы.

Прежде чем приступать к обучению чтению и применению каких-либо методов, в обязательном порядке нужно изучить основные правила, на которые следует опираться в своей деятельности. Их можно назвать основой всего этого процесса. Небольшие отклонения хотя и допускаются, но всё же рекомендуется придерживаться всех правил, иначе навык чтения будет осваиваться ребёнком менее эффективно, допускать чего ни в коем случае нельзя.

©


Вам также может быть интересно:


Сохранить и поделиться: