Как говорить с детьми о деньгах?01.07.19 10:00 / ?1112 (2 за неделю) / ⏱️12 мин. / 

Люди любят вешать собственные грехи и слабости на кого-то или что-то другое, вот и такой замечательный и ни в чём не повинный финансовый инструмент, как деньги они обозвали «злом», не переставая, меж тем, ими пользоваться. Это касается абсолютно всех людей, живущих в условиях цивилизации, в том числе и детей. Но, к сожалению, в школе их плохо учат финансам, поэтому этим приходится заниматься родителям и знать, как говорить с детьми о деньгах.

Общие правила обращения с деньгами в семье

Есть ряд важных моментов, которые нельзя упустить, занимаясь экономическим воспитанием своего чада:

  • Деньги являются необходимым и важным ресурсом, к которому нужно относиться без лишних эмоций. Их можно сравнить с водой в кране – ведь если человек ежедневно видит её хороший напор, то не прыгает до потолка от радости. Хотя когда горячую воду отключают летом, многие люди начинают о ней вспоминать гораздо чаще и с растущей ностальгией.
  • Деньги не должны работать в рамках семьи, где ими принято просто делиться. В семье нельзя манипулировать деньгами, как и требовать чего-то от ребёнка за то, что он имеет крышу над головой, что его одевают и кормят. В семье всё это должно подразумеваться, как базис, предоставляться безвозмездно, и не может использоваться в качестве рычага воздействия – например, не следует лишать школьника карманных денег за то, что он схватил двойку.
  • Родителям следует избегать крайностей в этом вопросе – вообще не говорить о деньгах либо каждый вечер за ужином обсуждать только то, какие бонусы папе «светят» на работе. Обе эти стратегии неверны, поскольку ведут к превращению денег в нечто сакральное.
  • Ребёнку нужно прямо рассказать, откуда деньги берутся и куда потом исчезают. Ведь басни о том, что пачки купюр достают из прикроватной тумбочки малыш может воспринять совершенно серьёзно.
  • Нужно определиться с собственным отношением к деньгам. Ребёнку непременно передадутся от родителей представления о деньгах и их ценности: у одних это принцип «на трудах праведных не построить палат каменных», другие могут радоваться социальному пособию. Поэтому взрослым стоит разобраться со своей моралью и постараться избавиться от лицемерия.
  • Не связывать воспитательные беседы с покупками и исключить подобные манипуляции, не устраивать сцен, если малыш захочет мороженого: корить его за «бездонный» желудок, за то, что мать три года ходит в одних и тех же сапогах, лукавить, ссылаясь на невезение в делах.
  • Даже в обычных семьях, не относящихся к олигархам, ребёнка нужно успокоить, что деньги в семье есть. Мама может сказать малышу, что у неё нет денег на конфеты, на самом деле опасаясь, что у малыша проявляется ранний кариес, а тот поймёт это совсем иначе – может, скоро и на кашу денег не будет хватать? Конечно, комфортнее всего детям в мире полного достатка, где хватает сладостей, еды и развлечений. А если родители будут часто пугать их кризисом, вносить сомнения в существование изобильного мира, то ребёнок захочет проверить их финансовое состояние на прочность, запросив очередную игрушку. Тем самым он будет пытаться избавиться от тревоги.
  • Общим посылом здесь должно стать спокойное отношение к деньгам: если они есть – дать, если нет – не дать, непременно объясняя, что конец света от этого не наступит. В конце концов, Мальдивы уже надоели, зато есть хорошая идея – нагрянуть с друзьями к бабушке на дачу и неплохо проредить её малину, пока она спит. Когда школьник просит такой же «крутой» гаджет, какой заприметил у одноклассника, то его можно либо без лишних слов купить, либо ограничиться более дешёвым, пояснив, что это временно, но вот в следующем году обязательно!
  • Если экономией занимается вся семья, то неплохо бы и ребёнка подключить к этому увлекательному процессу. Пусть он хотя бы не требует на завтрак шоколадное фондю.
  • Ребёнку нужно объяснить, что деньги не бесконечны, поэтому важно планировать расходы. Можно усесться всей семьёй за столом, чтобы выработать основные ценности, что есть вещи важные и второстепенные, от которых легко отказаться. Так можно выяснить, что в Индии слишком жарко и много змей, поэтому ехать туда незачем, а вот ремонт квартиры очень бы всех порадовал.

Благодаря этим советам можно воспитать такого человека, у которого можно без проблем будет занять немного денег.
При разговоре о деньгах многое зависит от возраста ребёнка. В разном возрасте ему следует выкладывать разные аргументы: трёхлетке бесполезно говорить о налогах, зато подросток давно уже знает, что деньги платят на работе. К тому же эти знания нужно подавать ребёнку дозировано, с перерывами, чтобы он мог их твёрдо усвоить, иначе у него получится каша в голове.
Вообще, лучше всего обучать ребёнка пользованию деньгами в игровой манере. Особенно она эффективна для самых маленьких, ведь игра является их естественным состоянием. Поэтому не стоит карапуза отрывать от неё, чтобы с серьёзным видом приступить к лекции о деньгах, лучше действовать спонтанно и непринуждённо.

С 3 до 6 лет

Урок №1 – вещи покупают за деньги

  • Попросить малыша помочь пересчитать монетки, заодно обратив его внимание на их номиналы. Затем от монеток можно перейти к бумажным купюрам.
  • Покупая ребёнку что-то в магазине (сок, мороженое и т. д.), можно предложить ему самому отсчитать необходимую сумму.
  • Поиграть с ним в магазин: разложить красивые игрушки, машинки, кукол, напечатать игрушечные деньги, а затем предложить ребёнку побыть сначала покупателем, а затем продавцом.

Урок №2 – деньги зарабатывают на работе

  • Если ребёнок дергает папу, работающего за компьютером, и спрашивает, что тот делает, то ему можно немного рассказать о своей работе, обязанностях, уважении в коллективе, за что платят.
  • Если на улице встретится полицейский или человек в иной униформе, то указав на него, следует спросить ребёнка, знает ли он, кто это, чем он занимается, и в чём важность его работы. Глазеющей на витрину дочке нужно сказать, что все выставленные там товары являются собственностью хозяина магазина, то есть, предпринимателя.
  • Гуляя по городу, можно поиграть в профессии «я хочу работать тем-то». Кто вспомнит больше профессий, тот и победит.

Урок №3 – не всегда можно тотчас купить то, что хочешь

  • Когда ребёнок капризничает в ожидании праздника или когда освободятся качели, то ему нужно сказать, что часто для получения желанного приходится подождать.
  • Ребёнку можно подарить копилку и каждый раз давать монетки, когда он что-то хорошо сделает или чем-то поможет. Периодически копилку можно вскрывать и подсчитывать, сколько там набралось добрых дел. На эти деньги малыш может купить потом что захочет.

Урок №4 – то, что нужно и то, чего хочется – не одно и то же

  • Можно изготовить карточки с изображением разных товаров и предложить разложить их малышу на две стопки: «нужно» и «хочу».
  • Придя с ребёнком в магазин, спросить у него, что купить важнее – шоколадку или сыр, мясо, фрукты и т. д. Наверняка тот выберет шоколадку, но тогда ему нужно уточнить, что вопрос был не о приятном, а о важном, пояснив, что шоколадка нужна лишь для удовольствия, но питаться лишь шоколадом невозможно.
  • Вместе потрудиться над составлением диаграммы, разделённой на сектора по типам покупок: товары для дома, еда, развлечения и т. д. С ней он легче поймёт, что не бесконечные деньги нужно правильно распределять.

С 6 до 10 лет

  • Деньги являются довольно абстрактным понятием, поэтому обсуждать активы по степени ликвидности до определённого возраста ребёнка бесполезно. Но в 6-7 лет можно уже говорить о рекламе, финансовых взлётах и банкротствах, первых экономических понятиях. Заодно можно поразмыслить, что вообще ценится в мире, кому и за что платят, что можно купить за деньги, а что нет. Здесь наверняка разговор коснётся счастья, дружбы, любви и к месту будет обсудить тему «что лучше – друзья без машины или машина без друзей». Ребёнку можно рассказать о своей работе, почему была выбрана именно она, и что в ней до сих пор кажется ценным.
  • Разъяснить ребёнку, как планируется семейный бюджет – с подробным расписыванием по пунктам, куда ушли деньги, вначале предназначавшиеся на покупку вертолёта. Можно показать программу в смартфоне, где указаны статьи расходов на продукты и прочие товары. Пусть он попробует ей воспользоваться и вставит туда желанный вертолёт и заодно убедится, как изменится семейный рацион.
  • 6-7 летнему ребёнку пора регулярно выдавать карманные деньги, причём безусловно. Ему можно дать совет по расходованию их, но полезнее для начала дать возможность ошибиться, чтобы прочувствовать последствия. Если он потратит все деньги впустую, то их не следует возмещать. Также можно сказать ему, что на его телефонном номере есть конкретные деньги, хотя они и не видны.
  • С ребёнком 8-10 лет можно говорить о мировой экономике и банковской системе. Показать ему пластиковую банковскую карточку, рассказать, что ею не только можно за всё расплатиться, но и что её могут в любой момент заблокировать.

Урок № 1 – иногда, прежде чем купить, следует подумать

  • Задумав, в конце концов, купить малышу очередную игрушку, можно посадить его рядом с собой и предложить поискать в сети интернет-магазин, который предложит самую низкую цену.
  • В продовольственном отделе объявить ребёнку, сколько можно потратить на фрукты и предложить ему самому выбрать, какие из них взять.
  • Заметив ценник со скидкой, объяснить ребёнку, что он означает.
  • Если отпрыск замахнулся на что-то слишком дорогое, ему можно показать на сделанной ранее диаграмме, какой кусок от бюджета съест эта покупка.

Урок №2 – пока лучше не покупать что-то через интернет

  • Рано или поздно ребёнок наткнётся в планшете на заблокированную информацию в какой-то игре. Ему нужно объяснить, что за неё нужно заплатить, причём реальными деньгами, даже если их нельзя увидеть.
  • Договориться, что без разрешения родителей чадо не будет выносить в сеть никакой личной информации.

Урок №3 – хранящиеся в банке электронные деньги также можно преумножать

  • Когда нет часа пик, ребёнка можно взять в банк и ответить на его вопросы.
  • Показать ему пластиковую карту и пояснить, что без неё теперь нельзя.
  • Рассказать о накопительных счетах, и тут же завести для отпрыска бесплатный накопительный счёт.

 

С 11 до 13 лет

В этом возрасте нужно использовать экономические игры – «Монополию» или «Денежный поток». Можно изготовить «ценные» бумаги и устроить ролевые игры. Пусть ребёнок строит предприятия, а взрослый будет государством, которое собирает налоги и даёт кредиты.

Урок №1 – отложить десятину от рубля как можно раньше

  • Пусть ребёнок откладывает на открытый на своё имя счёт или в копилку 10% от своих карманных денег, за следование этому его нужно похвалить.
  • На доске ребёнок может вывешивать фото и цены недорогих предметов, которые он хотел бы купить. Он может ежемесячно выбирать новую цель и копить на неё.
  • Можно укреплять вложения ребёнка своим процентом, добавляя на каждый внесённый им в копилку рубль свои 25 копеек.
  • Регулярно устраивать ревизии копилки или показывать ребёнку выписку из его лицевого счёта, чтобы он знал, как он богатеет.
  • Как-нибудь сесть вместе и прикинуть (заодно хорошая математическая практика), сколько чадо такими темпами скопил бы к 50 годам.

Урок №2 – Пользоваться кредиткой хуже, чем взятие в долг

  • Нужно на понятном примере объяснить ребёнку особенности пользования кредитной карточкой в отличие от обычной дебетовой: покупаешь товар за 100 рублей, долго возвращаешь по 10, пока не выплатишь 150.
  • Можно вспомнить примеры, когда приходилось пользоваться кредитной картой или просто брать кредит и постфактум определить, а было ли это оправданно.

Урок №3 – осторожность с использованием персональных данных и покупками через интернет

  • Поиграть с ребёнком в бесплатную интернет-игру, обратить его внимание на встроенные покупки и объяснить, почему их следует избегать.
  • Когда ребёнок решит завести свою электронную почту, то ему нужно поведать, что такое спам и чем опасно открывать письма неизвестно от кого.
  • Также поведать ему о SMS-мошенниках, просящих срочно прислать деньги на телефон и т. п.
  • Пояснить, что такое персональные данные: номер папиной банковской карты, адрес электронной почты и т. д. и объяснить, что их нельзя давать никаким чужакам.

 

С 14 до 18 лет

Урок № 1 – детализация расходов

  • На конкретных примерах, диаграммах и т. п. показать подростку, сколько зарабатывает семья, и куда тратятся деньги. Сколько стоит оплата жилья, сколько за день и за месяц тратится на еду, во что обходятся транспорт, одежда, школьные принадлежности и развлечения.
  • Пусть подросток записывает в приложении или на бумаге, куда он тратит свои карманные деньги. За это его даже можно поощрить, но лучше не деньгами, а раз в неделю позволить задержаться на улице допоздна с приятелями. Кстати, даже награда вряд ли подвигнет подростка записывать расходы, если такого обыкновения не имеют и сами родители.

Урок №2 – первая работа

  • Можно за работу на дому, оплату счетов (постоять в банке – тоже не сахар), покупки в магазинах или уход за домашними питомцами платить подростку зарплату. Это не карманные деньги, выдаваемые ежедневно, а именно зарплата в конце месяца.
  • Вместе с подростком можно поискать на лето временную работу для него. Если подвернётся что-то интересное, то с отпрыском желательно отрепетировать собеседование. Родитель и ребёнок могут написать свои мотивационные письма и потом сравнить их.
  • Рассказать о фрилансе, минусах и плюсах удалённой работы.

Урок №3 – первая банковская карта

  • В современной жизни без карточек уже нельзя, хотя они и не всегда упрощают жизнь. Их не нужно бояться – чем раньше у подростка появится своя карточка, тем быстрее он научится ею пользоваться правильно. На своём счету можно завести дополнительную карту, определив для неё подходящий лимит (например, не больше 200 рублей в день) и вручить её отпрыску, объяснив, что это его личная вещь и там есть его личные деньги. К тому моменту он уже должен понимать ценность бумажных денег и важность охраны персональных данных.
  • Делая плановую покупку, можно позвать ребёнка и показать ему, как ею пользоваться в магазине, банкомате, интернете. Можно предложить ему выбор получения карманных или зарплаты за работу по дому в виде наличных денег или электронных, можно также разбивать их пополам. Его нужно научить самостоятельно пополнять карту в банкомате или терминале.
  • За расходами отпрыска нужно следить, но так, чтобы он этого не заметил. Ведь деньги ему дают в надежде, что он научится ответственно ими пользоваться. Если же он почувствует недоверие, пусть и обоснованное, то получится обратный эффект. Учить ответственности можно, лишь оставляя разумную свободу, а если её не давать, то не следует ждать и самостоятельности – по-другому не получается.

 

Что же дальше?

Как говорить с детьми о деньгах, когда им уже 17-18 лет? Это уже не дети, а подростки, уже почти совершеннолетние, а значит практически взрослые люди, стоящие на пороге и в любой момент готовые вылететь из под родительского крыла и начать самостоятельную жизнь. Им нужно рассказывать о налогах (подоходных, НДФЛ, НДС), пенсиях, структуре предпринимательства и его базовых формах. Заодно можно восполнить и собственные пробелы в этой сфере. Нужно иметь в виду, что у этих уроков смысл не только обучающий. Играми, уроками и личным примером родители могут показать своему ребёнку важность денег, как инструмента для хорошей жизни. Что лишь они дают возможность выбирать (заказать или приготовить дома, поехать на метро или такси, отдохнуть в Саратове или на Сейшелах), обеспечивают стабильность и защиту. Поэтому деньги нужно уважать и стремиться преумножать, а может даже любить, однако, без фанатизма (предание о золотом тельце).
Хотя счастье на одних деньгах и не построить, но с ними это будет сделать несравненно проще. Те, кто хотят этого для своих детей, уже начали. 

©


Вам также может быть интересно:


Сохранить и поделиться: