Ещё в начале 20 века выдающийся советский учёный Лев Семёнович Выготский обосновал учение о «зоне ближайшего и актуального развития ребёнка».
Думаю, что педагогам и даже многим родителям (не говоря уже о психологах) знакомо это учение. Но по-моему, большинство из них не до конца осознаёт, какие потрясающие возможности для развития ребёнка даёт применение этого знания на практике.
Ведь иначе при аттестации учителей главным было бы не то, на сколько хорошо педагоги знают ФГОСы и разбираются в УУД. А то, как активно они применяют в своей деятельности учение Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития.
А в отношении учащихся основной упор делался бы не на проверку их актуальных знаний, а на выявление у них всё той же зоны ближайшего развития.
Коротко о главном
Не буду подробно рассказывать о всех «размышлениях» учёного (эту информацию, если кому интересно, можно найти и почитать в более профессиональных источниках).

Наглядное изображение учения Л. С. Выготского о зоне ближайшего и актуального развития ребёнка

 
Расскажу лишь о главных выводах, к которым пришёл Л. С. Выготский, так как они нам понадобятся в дальнейшем при чтении этой статьи.
Вывод 1. Ни одна психическая функция человека не является полностью наследственной. Особенно это касается высших функций. Таких, как произвольная память, логическое мышление, речь. На развитие этих функций в огромной степени влияют социальная среда, в которой растёт ребёнок, и обучение.
Вывод 2. Человек развивается в ходе какой-либо деятельности. Наилучшие результаты получаются в ходе учебной деятельности.
Вывод 3. То, что ребёнок может сделать сам, без помощи взрослого, составляет зону его актуального развития. Постепенно эта зона расширяется. Но не сама по себе, а за счёт зоны ближайшего развития.
Вывод 4. Зона ближайшего развития ребёнка — это то, что ребёнок понимает, но справиться с выполнением может лишь благодаря поддержке и помощи взрослого.
Вывод 5. Не имеет смысла нагружать ребёнка знаниями, которые пока недоступны ему в силу его развития. Это пустая трата времени и сил. В лучшем случае мы натаскаем ребёнка на выполнение определённого алгоритма (что никак не связано с развитие). В худшем случае можно даже навредить психике ребёнка.
А теперь конкретные примеры
Я занимаюсь репетиторством в своём Семейном центре чтения и письма. Ко мне на занятия приходит много учеников. Они все разные. Я занимаюсь с каждым учеником отдельно. Даже в моих «семейных» классах всего по 4 человека, что также является почти индивидуальным обучением.
Я поделюсь с вами историями из моего опыта работы, чтобы наглядно показать, как работает «учение Выготского» на практике.
История 1
Мама приводит на занятия мальчика со словами: «У нас проблема с математикой. Задачки решать не можем». И добавляет: «Видимо, математика не наш конёк».
Задачки — моя любимая тема, в отличие от школьников. Большинство из них уже во 2-м классе «не понимает» задачки и решает по принципу «попробуй угадай ответ». Причина проблемы кроется в том, что в школе, к сожалению, не учат решать задачи, а дают готовые алгоритмы для решения того или иного вида задач. (О том, что значит уметь решать задачи и как этому научить ребёнка, расскажу в отдельной статье).
И вот мы начинаем всё сначала. Вместе «рисуем» задачи, вместе пробуем связать данные и смотрим, что из этого получится. И вместе находим ответ. Через некоторое время ребёнок уже сам смело берётся за решение любой задачи. (А задачи, надо сказать, я выбираю непростые, запутанные, иногда олимпиадного характера и точно на 1-2 уровня выше, чем в школьном учебнике, даже если это учебник Л. Г. Петерсон). Проблема решена.
Что же произошло? Мы вошли в зону ближайшего развития, чтобы научить ребёнка решать задачки. Как только он освоил необходимые умения, решение школьных задач перешло в зону актуального развития ребёнка. При этом в зоне ближайшего развития остались более сложные задачки. И теперь от того, на сколько ребёнок активно будет использовать те инструменты, которые я ему дала, зависит, как скоро зона актуального развития расширится за счёт умения решать задачи нового уровня.
Из этой истории можно сделать ещё несколько очень важных выводов:
1) Никогда не говорите, что вашему ребёнку что-то недоступно, что это не его. Всё возможно с помощью обучения. (см. вывод 1 и 2 чуть выше).
2) Во время обучения с ребёнком всегда должен находиться взрослый (а со взрослым более опытный взрослый), ведь зона актуального развития может расшириться только благодаря его помощи.
3) Немного о помощи. Помощь взрослого заключается в том, что он ВМЕСТЕ с ребёнком ищет информацию, рассуждает, предлагает свой вариант и т.д. В этой совместной деятельности нет ни испытуемых, ни контролёров и нет места негативным эмоциям.
История 2
Одно время у меня учился ребёнок-аутист. В школу мама его не отдала (по понятным причинам). Читать он умел, правда, медленно и с ошибками. Печатал слова. Наша задача была — научить его писать письменными буквами под диктовку и без ошибок.
Сначала он никак не хотел писать. Если и соглашался после долгих уговоров, то только печатными буквами. И то, только те слова, которые хотел написать.
Прошёл год, но мы добились только того, что он обводил письменные буквы в словах. Сам писать не хотел.
Первые успехи пришли во 2-м классе. Произошло это совсем неожиданно. Я написала на доске несколько слов письменными буквами. Ребёнок зашёл в класс, посмотрел и начал их читать. Я удивилась! Значит, он уже визуально запомнил все письменные буквы и даже может прочитать слова. А значит, теперь можно попробовать научить его писать самому!
И работа началась. Мы писали ВМЕСТЕ: букву я, букву ребёнок. Постепенно я добилась, что он стал писать отдельные слова, а затем и списывать небольшие тексты. К концу года он мог написать под диктовку несколько предложений.
С ошибками тоже всё было непросто. Сначала реакция была негативной: «Нет, это слово не так пишется! Я правильно написал!» Тогда я стала искать эти слова в книгах и показывать ребёнку: смотри, это слово написано так, как у меня. Постепенно ребёнок стал доверять мне и принимать мои исправления, а иногда и спрашивать: «Я правильно написал это слово?» Мы научились проверять написанный текст, правильно писать предложения.
Кто-то скажет: «Ну за 2 года можно и слона научить писать!» Возможно, не знаю. Но скажу так.
К сожалению, мы все заложники временных рамок. Зайдите в Интернет, и вы найдёте кучу информации о том, что должен знать и уметь ребёнок в конкретном возрасте. А если он не знает и не умеет? Поставить крест и пустить в свободное плавание?
Вспомните вывод 1 из «учения Выготского». Надо просто наконец-то заняться обучением ребёнка.
Но для этого недостаточно что-то объяснить ребёнку и дать упражнения для самостоятельной тренировки. Это не обучение! Обучение — это когда вы ищете способы, инструменты, которые помогут научить ребёнка выполнять эти упражнения. И не важно! Сколько времени это займёт. Главное, что в результате мы увидим, как растёт уровень развития ребёнка, как расширяется его зона актуального развития.
Ну и что с этим делать?
В этой статье мне не хотелось бы обсуждать вопрос «Как перестроить школьное обучение в соответствии с учением Л. С. Выготского». На решение этого вопроса влияет очень много факторов, начиная с личности учителя и кончая целями и финансовыми возможностями родителей в отдельности и государства в целом.
Но я призываю лишь к одному. Обучая ребёнка, думайте о том, не как дать ребёнку знания, а как научить ребёнка пользоваться полученными знаниями. При таком подходе, уверяю вас, у всех нас голова начнёт работать совсем по-другому. Мы будем думать не о том, какую ещё информацию втиснуть в учебники, а об инструментах, способах, как научить ребёнка самому искать эту информацию и способы выполнения задания. И тогда нам важно будет оценить не знания ребёнка, а то, на сколько вырос уровень его развития.
И если удастся осуществить такой подход в одной школе, в одном классе, в одной семье, мы получим детей с более высоким уровнем развития (не образованностью, а развития!), чем при иных условиях обучения.
Вы согласны?

©


Вам также может быть интересно:


Сохранить и поделиться: