А если кричит и ничему научить невозможно? А может быть, к психологу? Или нейропсихологу? Или дефектологу?

 Я работаю с детьми сложными, неговорящими и часто речь не понимающими, с детьми, с которыми, по-хорошему, работать надо командой, подключая логопеда, дефектолога, нейропсихолога, аппаратные методы и так далее. Чаще всего так и происходит, и тогда все винтики этой команды, один из которых я, начинают тесно контактировать, стараясь выработать эффективную стратегию. Но даже эти винтики, профессионалы, часто не очень в курсе, что умеет другой член команды, и каков его функционал. И иногда получается забавно.

Нейропсихолог — это какая-то такая история про поползать и покидать мячик, которая не особо понятным образом влияет на развитие.

Большинство думает именно так, и я, откровенно говоря, тоже. Поэтому и не лезу особо в епархию, в которой не секу. Я же не тот политик, который вчера вирусолог. Хотя могла бы в свои занятия включать какие-нибудь нейроупражнения, но пока я до конца не понимаю, как влияет на мозг завязывание узлов из пальцев — я этого делать не буду. При этом я прекрасно вижу, что нейропсихология в умелых руках работает. Ну и прекрасно, просто руки эти — не мои. Каждым рукам свое.

В свою очередь, часто получаю забавные вопросы вроде «какой звук вы сейчас ребенку ставите?», опять-таки от смежных специалистов. В случае, когда до постановки звуков в общепринятом понимании с этим ребенком как до луны пешком. Да, как видите, стереотип «логопед=звуковик» присутствует и среди специалистов тоже. Именно поэтому и упускают время малыши — им все врачи и коррекционщики говорят — зачем вам логопед, он же не говорит! Вот, собственно, и затем, что не говорит. Но не все это ещё уяснили.

Теперь самое интересное. Есть ещё одна специальность, стереотипы вокруг которой сильны невероятно, разрушать и разрушать. Это моя вторая специальность — прикладной анализ поведения, или АВА-терапия. Что думает обыватель, или даже специалист про это направление работы, если думает вообще? Правильно, это для тех, кто ПЛОХО СЕБЯ ВЕДЕТ.

Головой там о стенку бьётся. Глазки пытается педагогу выцарапать. Под столом орет. Ну и странности там всякие туда же вроде инсталляций из содержимого горшка на стене или упорного непонимания, в какое отверстие организма нести ложку с едой.

Вот всем вышеперечисленным АВА-терапист и занимается. На самом деле это действительно так. АВА умеет работать со всем вышеперечисленным пожалуй, наиболее эффективно. Тем и известна. Но это всего лишь одно из огромного количества направлений. Среди которых и — та-дам — развитие речи с самого-самого начала.

И тут все логопеды приосанились и спросили — Шта?!! Мы этому учились пять лет в ВУЗЕ, и то как-то не очень, и тут какой-то без году неделя терапист после полугода американского обучения вылез и тоже тем же самым занимается?! Да он что себе вообще позволяет? Да кто это вообще позволяет?!!!

Давайте разбираться. Начнем с самых-самых азов. Очень постаралась, как обычно, сделать непростую тему максимально популярной. Получилось ли — судить вам.

Итак, что такое вообще АВА (Applied behavior analysis) или ПАП (прикладной анализ поведения) — давайте разбираться с самого начала.

Для того, чтобы понять, что АВА — не только про горшок и ложку, придется залезть в дебри терминологии и для начала разобрать само это вроде бы банальное и привычное для нас слово — ПОВЕДЕНИЕ.

Обучение АВА вообще, квест не для всех. Не, оно не то чтобы для особо умных, хотя… Но точно — для гибких мозгами. Потому что в процессе обучения привычные и давно известные простые слова обретают абсолютно новый смысл, и мозг — ага, потрескивает. Отличная профилактика Альцгеймера, рекомендую.

Поведение. Понимание речи. Стимул. Мотивация. Ну что тут объяснять, все понятно!!! Ан нет, оказывается, у всех этих, и других терминов есть четкие определения, имеющие не так много общего с тем, что нам там внутри кажется. Бог с ним, с пониманием речи пока, давайте с поведением сначала разберемся.

Что там с ним разбираться? Либо хорошее, либо плохое. Если хорошее, то и говорить не о чем, за плохое по жопе, за совсем плохое — к психологу или тераписту.

Но мы за терминологией пришли, поэтому формулируем поисковый запрос и получаем ответ:

Поведение – внешняя и внутренняя активность субъекта, проявляющаяся при его взаимодействии с окружающей средой.Можно это определение поусложнять, но в целом годится. Поведение — ЛЮБОЕ взаимодействие любого живого существа со средой. Бывает хорошее, бывает плохое, бывает нейтральное.

Вы сели на диван, продемонстрировав поведение садиться на диван. Ваша собака ест мясо, демонстрируя поведение есть мясо. Ребенок плачет, демонстрируя поведение плакать в ответ на определенное воздействие окружающей среды. Вы разговариваете с мужем, демонстрируя вербальное поведение. Я пишу эту статью, также демонстрируя определенную разновидность вербального поведения.

Вывод — речью как вербальным поведением может заниматься специалист в области прикладного анализа поведения? Да. Как именно и почему, все же — в следующих статьях.

©


Вам также может быть интересно:


Сохранить и поделиться: