Как научить ребёнка справляться с неудачами?

Все дети любят выигрывать. Но в жизни так бывает не всегда, и лучшим часто оказывается кто-то другой. Некоторые дети достаточно стойко переносят поражения, но для значительной их части даже несущественный проигрыш видится едва ли не катастрофой. Поэтому родители должны обратить внимание на то, как научить ребёнка справляться с неудачами.

 

Почему так важно уметь проигрывать?

В стремлении быть первыми дети выглядят очень искренними. Для кого-то из них это превращается в дело принципа: выше всех забраться на дерево, быстрее съесть порцию каши, лучше других прочитать на утреннике стишок, выиграть во всех конкурсах на чьём-то дне рождения. Такие дети обычно бурно реагируют на поражение – не совладав с эмоциями, они начинают обижаться, плакать, злиться, ломать игрушки, а иногда и драться.
Подобная реакция на первый взгляд может показаться просто забавной, но важность переживаний малыша нельзя недооценивать, ведь для него всё это вполне серьёзно. А уж если малыш воспринимает болезненно каждую неудачу, постоянно злится и кричит, то не до шуток станет и самым оптимистичным родителям, ведь впереди маячат гораздо более серьёзные трудности – садик, потом школа и далее, а ребёнок совсем не может «держать удар». Во взрослой жизни это может стать для него большой проблемой.
Задача родителей заключается в том, чтобы научить чадо спокойно переживать неудачи, уверенно преодолевать препятствия. Неудачи должны стать для него трамплином к последующим достижениям. Тут важна правильная ориентация – по мнению психологов, люди, нацеленные на успех, достигают большего, чем те, которые просто хотят избежать неудач. Нацеленность на успех является тем, что движет человеком, в тяжёлых ситуациях помогает принимать решения, а из неудач делать правильные выводы.

Два мнения

В отношении этого сформировались два непримиримых лагеря, состоящие из родителей и педагогов.

  • Девизом первых можно назвать «кто не первый, тот второй», на знамени других написано «главное – не победа, а участие».
  • По мнению вторых, детей нужно как можно дольше оберегать от отрицательного опыта неудач, чтобы у них не развился комплекс неполноценности.

 Тут важно не обобщать, а просто объяснять детям, что неудача или ошибка – вовсе не пропасть, откуда нет возврата, а всего лишь разновидность жизненного опыта. Люди так демонизировали неудачи, что превратили в проблему страх неудачи, он отбивает детское желание испробовать новые виды деятельности, даже у одарённых детей порождает сильную тревожность. Одни родители просто отмахиваются: «Да плюнь ты на это!», другие бросаются спасать чадо – ведь невыносимо смотреть на его страдания. Но возможно есть лучшие пути, например, объяснить и поддержать?

С чего начать?

Ошибки и неудачи могут иметь разные степени тяжести и серьёзности последствий. Если дети научатся различать свои неудачи, то будут их лучше понимать, а не просто пугаться их. Они разберутся в природе своих ошибок и научатся управлять своими эмоциями.
Из ошибок обязательно нужно делать выводы, например, «в будущем нужно получше готовиться к сочинению», а в другой раз «хотя у меня есть проблемы с французским, но зато я силён в математике». После школы начинается взрослая жизнь, успех которой произрастает из знания о собственных способностях. Задача родителей и школы – создать такие условия, чтобы дети обнаружили свои сильные стороны, развили их, но при этом знали и о своих слабостях. Поэтому недальновидно ориентироваться только на оценки.

 

Ребёнок должен иметь право на ошибку

Именно принятие собственных ошибок, их осознание, открывает возможности дальнейшего развития. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Ребёнка важно хвалить, поддерживать, поощрять, но не перебарщивать с похвалой. Если его похвалить недостаточно, то он не сможет или не захочет постараться приложить усилия для достижения настоящего успеха. Можно представить это на примере взрослого, который хорошо работает, а его начальник постоянно задерживает его зарплату на протяжении месяца, другого… Разумеется, такой сотрудник разочаруется, не видя ответа на свои старания, и уволится.
А есть противоположная (практически нереальная) ситуация, когда новичок не успеет усесться за рабочее место, как ему уже выдают зарплату и премию. Обрадованный, он уже только соберётся чем-то заняться, как его снова вызывают в кассу за повышением. Хотя так в жизни не бывает, но всё равно ясно, что такому работнику нечего задумываться о собственно работе – зачем, когда и так деньги текут рекой в его карман. Подобным образом действуют на ребёнка и поощрения родителей.

Группа риска

Иногда со стороны человек кажется уверенным в себе, у него трудно заподозрить проблемы со стойкостью, однако, они присутствуют. Обычно труднее всего переносят неудачи отличницы.
В одной английской школе у девочек всегда был высокий уровень успеваемости, но периодически у здешних учениц проявлялся страх неудачи. Тогда в школе ввели периодические «недели неудач», на протяжении которых ученицы должны были заниматься новыми для себя видами деятельности. В конце такой недели они встречались с известными людьми, рассказывали о том, чему опыт неудачи их научил, и как они воспользуются им для достижения успеха. То есть, их учили извлекать выгоду из неудач, для чего нужно развивать упорство, стойкость, аналитические способности.

 

Как вырастить смелого человека?

Знакомство с объективной реальностью

Родители часто стремятся оградить своего ребёнка от всяческих проблем и неприятностей с самого младенческого возраста. Они исходят из принципа, что детство должно быть счастливым, поэтому не дают возможность крохе увидеть настоящий мир, каков он есть. Но ведь рано или поздно он непременно столкнётся с жизненными реалиями, причём, чем позже это случится, тем болезненней будет опыт неудачи.
Взять типичный пример мамы, постоянно опекающей малыша, предупреждающей малейшие его проблемы. Она постоянно рядом с ним и следит, чтобы малышу жилось радостно и легко, в играх подыгрывает, в любых занятиях страхует (несёт за него чашку с компотом – а то разольёт и расстроится).
Малыш привыкает, что все его проблемы сами собой решаются, везде и всегда всё бывает так, как он хочет. Но когда он попадает в среду ровесников (на детской площадке, в детском саду), то его шокирует открытие, что он многого не может. Один мальчик быстрее него бегает, другой – расправляется с обедом, а ещё кто-нибудь лучше поёт или рисует. И он совершенно искренне не понимает, как же раньше ему всегда удавалось быть самым лучшим, а теперь он со многим не может справиться. Подобный удар не все дети переносят легко. Поэтому чтобы избавить их он ненужных разочарований, лучше с пелёнок давать им возможность знакомиться с реальным миром.

 

Восприятие себя

Родители должны научить ребёнка самого себя воспринимать таким, каков он есть. Очень часто дети пытаются избегать неудач, боясь не соответствовать требованиям. Поэтому для них лучше всего становится отказаться от деятельности и результатов, и они перестают прилагать усилия. Задача родителей – научить чадо адекватно себя воспринимать, научиться принимать неудачи в качестве опыта и части жизни.

 

Ответственность

 

 

Важно научить ребёнка брать на себя ответственность за неудачу, не ждать от него оправданий и не обвинять.

 

Усилия

Ребёнку должно стать ясно, что главным средством достижения цели являются приложенные усилия, а не только его способности. Он должен увериться, что сможет многого достичь и с помощью затраченных усилий. Родители же должны отмечать его усилия, давать им оценку. Если ребёнок почувствует обратную связь, замечая, что его ценят, то благодаря этому возрастёт его уверенность

Лишняя похвала вредна, а поощрять следует лишь за дело

Дети прекрасно понимают, когда полученная ими награда заслуженная, а когда получена просто так. Родителям нужно быть очень объективными, чтобы вся деятельность ребёнка не свелась к погоне за похвалой. Если они отметят плохой результат работы, то им не нужно изображать притворное восхищение, лучше ребёнка похвалить просто за его старания.
Есть категория детей, которые стараются выглядеть во всех отношениях замечательными лишь для того, чтобы родители их любили. Обычно такие дети ощущают, что отношение старших к ним меняется в связи с их успехами.
Стоит малышу построить самую высокую в песочнице башню, как мама начинает радоваться и целовать его. А вот, если воспитательница жалуется вечером родителям, что их ребёнок не выполнил какое-то задание, поскольку у него не хватает усидчивости, то у мамы портится настроение – она раздражается на кроху, отказывается играть с ним. А потом ещё рассказывает родственникам, какой он невнимательный или неловкий. Из этого малыш делает логичный вывод, что для того, чтобы его любили, ему нужно всегда быть лучше других. После этого он тяжело переносит любое поражение, ведь для него это не простой проигрыш, а настоящий риск утратить любовь родителей. Нет ничего страшнее этого, ведь ребёнку каждую секунду нужно чувствовать, что и мама, и папа его любят, причём всегда, а не только тогда, когда он себя хорошо ведёт, побеждает в соревнованиях и делает уроки.

 

Научите анализировать и делать выводы

Ребёнка нужно научить предвидеть последствия, тяжесть и масштаб ошибки, но только чтобы он не «пережёвывал» слишком долго ситуацию.
Из каждой неудачи нужно сделать вывод на будущее – это ценный опыт.

 

Разнообразие

Дети должны испробовать разнообразные виды интеллектуальной и физической активности, чтобы выявить свои сильные и слабые стороны и умело потом пользоваться первыми.

 

Научите рисковать

Как научить ребёнка справляться с неудачами? Нужно сделать такие условия, чтобы ребёнок не боялся рисковать, творил, изобретал, высказывал и защищал свою точку зрения, не боясь показаться глупым или смешным. 

©


Вам также может быть интересно:


Сохранить и поделиться: