Что происходит с образованием, когда в нем работает более 70% женщин
Педагоги онлайн-школы для детей и подростков Skysmart (@skysmart_parents) вместе с телеведущей Татьяной Лазаревой и психологом Ириной Ковалевой поговорили о роли женщин-учителей в школе, о том, чему в школе не учат, и почему традиционное школьное образование пора менять.
Ирина Ковалева, психолог: в своем нынешнем виде школа точно не выживет
Ирина Ковалева, психолог
Мы живем в стране, где преобладает женский тип воспитания — так сложилось исторически.
Основные базовые принципы материнского воспитания — ребенок должен быть ухоженный, чистый и жить по расписанию. Мама проводит с ним целый день и транслирует ему ценность этих принципов. А когда вечером с работы приходит папа и что-то пытается сделать, мама нередко говорит ему «уйди», чтобы он не накормил ребенка чем-то не тем или не сказал ему что-то не то.
Женский тип воспитания до трех лет железно преобладает — у нас почти невозможно представить, чтобы мужчина пошел в декрет. Потом ребенок отправляется в садик, где сталкивается все с тем же типом воспитания — в саду дети должны делать все по расписанию, одеваться одинаково, даже ходить в туалет в одно время.
Я работала в детском саду и думала о том, чтобы дать больше свободы детям.
Но продержалась всего два дня – на третий мне объявили выговор.
Индивидуальный подход невозможен, когда у тебя на руках 40 человек.
Depositphotos
Дальше школа — там ситуация с женщинами такая же. Если среди учителей есть мужчины, то это пара инопланетян — обжшник и трудовик, которые непонятно как оказались в школе. Женский тип воспитания снова преобладает — главное, чтобы дети вели себя хорошо.
На родительские собрания обычно приходят только мамы — ведь они до сих пор занимаются воспитанием детей, как и младенцев. Мама растит сына послушным, кормит по расписанию, а когда мальчик вырастает — решает за него, на кого учиться и кем становиться, покупает ему костюм и выбирает институт. А потом говорит — «Будь мужиком».
Женщины хотят послушных сыновей и самостоятельных мужей, но тут кроется противоречие.
Дети отзеркаливают взрослых. Они с ранних лет начинают копировать взрослого, который выжил в мире, о котором ребенок еще ничего не знает. Это часть стратегии выживания. Девочки копируют мам, которым важны нюансы и принципы, а мальчики — пап, которые настроены на действие и достижение цели. Но мы еще и растим детей такими, какими они нужны обществу. А в обществе сейчас гендерные роли размываются.
Меня иногда спрашивают — как вырастить смелую девочку? А зачем ее растить смелой? О некоторых девушках говорят «Ну вот эта точно не пропадет» — а на самом деле она именно что пропадет, потому что будет на себе тащить всю семью, притянет слабого мужа, посадит его себе на шею и будет за всех отвечать. Авторитарная смелая девочка возьмет на себя мужскую функцию и станет решать стратегические вопросы семьи, а ее мужчина в этот момент что будет делать? Если мы дадим мужчине и женщине с самого начала проявлять себя как следует, развиваться в своих интересах, они будут гармонично дополнять друг друга.
Школа должна быть частью жизни и работать как социализация. Ребенок должен выходить из школьных стен и точно знать, как устроен мир, но этого не происходит.
Depositphotos
В школе должны работать гениальные люди — но кто идет в педагогические вузы и работает с детьми? Тот, кто не хочет работать со взрослыми, ведь с детьми в каком-то смысле легче — можно не заморачиваться и просто гаркнуть, чтобы они стали послушными. А со взрослыми так не получится.
Надо любить детей, чтобы преподавать в школе. Надо быть тонким эмпатом, убеждать детей учиться и объяснять им, зачем все это нужно.
Школа этого не дает, поэтому и сам институт школы сходит на нет, в своем нынешнем виде она точно не выживет, потому что не дает тех знаний, которые нужны для успешной жизни в обществе.
Татьяна Лазарева, телеведущая: ответственность лежит только на родителях
Татьяна Лазарева, телеведущая
Нет ничего плохого в том, что женщин-учительниц больше, чем мужчин. Женщины эмпатичнее, они больше включаются в процесс воспитания детей. Это не страшно. Страшны стереотипы, которые распространяют в школе по этому поводу.
Есть мнение, что женщины, которые работают в школе, очень уставшие. И оно, в сущности, объяснимо — ведь это очень сложная, энергозатратная работа. И мы даже не представляем себе ситуации, в которой женщина-учитель, пользуясь своим пониманием вопроса, разговаривает с девочками об их страхах, тревогах и взрослении. Она все это видит и должна понимать, но обычно учителя такой поддержки детям не оказывают — впрочем, как и родители.
Однако не следует демонизировать учительниц — это ведь тоже мизогиния.
И уж точно не следует перекладывать на них ответственность за то, что в школе процветают какие-то стереотипы — например, о том, что девочки не склонны к точным наукам.
Моей дочери Соне говорили «Не бери математику, зачем она тебе нужна? Давай лучше учи историю и язык». Когда она пошла учиться в Лондон Гейтс (это школа дополнительного образования для детей на английском), чтобы дополнительно заниматься математикой и сдать экзамен, с ней поговорил учитель-англичанин, который сказал: «А можно посмотреть на родителей, которые сказали, что у ребенка нет способностей к математике? Можно с вами познакомиться? Вы в своем уме? У нее прекрасный ум и отличные способности. Вы где были, когда учителя говорили, что математика ей не нужна?». Видите – это ошибка и родителей тоже.
Важно понять, что, учитывая сложности современной системы образования, гендерные стереотипы и их влияние на детей, родители не должны перекладывать ответственность на учителей или школу — важно вовремя заметить назревающую проблему и постараться решить этот вопрос. На сегодняшний день мы пока не в силах изменить укоренившуюся систему, и в конечном счете ответственность за счастье и будущее наших детей в наших руках.
Depositphotos
Ольга Лаврентьева, глава академического блока онлайн-школы Skysmart: ломаем стереотипы
Ольга Лаврентьева, глава академического блока онлайн-школы Skysmart
Когда мы проводили исследование удовлетворенности школьным образованием среди родителей, выяснилось, что только 55% довольны тем, как учат их детей в школе. Остальным не хватает индивидуального подхода в обучении, объективности в оценках, заинтересованности учителей.
Хотя большинству родителей свойственно возлагать на школу ответственность за воспитание и развитие ребенка, со временем мы видим, как они постепенно вовлекаются в эти процессы — записывают детей на онлайн-курсы, чтобы нагнать пробелы в знаниях, в кружки, вместе с детьми участвуют в марафонах по программированию.
Своими вопросами к качеству обучения и участием во внешкольных активностях они мотивируют школу к изменениям.
Сейчас ключевая проблема не в преобладании женщин-учителей, а в самой системе, которая в силу своей фундаментальности не успевает быстро реагировать на изменения, отчего подвержена стереотипам и не дает раскрыться ни педагогу, ни ученику. Ее задача — дать набор знаний, который соответствует госстандарту и помогает сдать ЕГЭ.
Но этого уже недостаточно, чтобы наши дети выросли успешными и счастливыми. В постоянно меняющемся мире важны гибкие навыки: критическое мышление, самостоятельность, гибкость, креативность, умение работать в команде, — развиваться по своему образовательному пути, достигать конкретно своей образовательной цели. Для их развития важно строить новую образовательную модель школы — конкурентной среды, где школы борются за внимание ученика и его родителя, и для этого совершенствуют качество и актуальность своих образовательных возможностей.
Фото: Visualrian.ru, Depositphotos
Мнение экспертов может не совпадать с мнением редакции