Тактики, которые помогут школьнику справиться со стрессом

Когда приходит пора ребёнку отправляться в школу, то это время становится напряжённым для родителей, ведь их отпрыску нелегко привыкнуть к новому режиму дня, а самих их волнует здоровье и успеваемость чада. На самом деле у первоклашек достаточно причин для беспокойства и стресса: непонимание изложенного материала, проблемы с одноклассниками и учителями, физическая и умственная перегрузка, тоска по дому.

Чтобы помочь детям настроиться на учёбу и справляться с негативными эмоциями их родителям самим важно сохранять душевное спокойствие и стремиться окружить чадо любовью и заботой. Здесь приведён ряд тактик, которые помогут школьнику справиться со стрессом.

Виды стресса

Американская психологическая ассоциация признаёт три разновидности стресса:

  1. Острый стресс, который встречается наиболее часто. Он является ожидаемым, если происходят определённые события. При этом, такой стресс может иметь положительную окраску (встреча со старыми друзьями, поездка на отдых), либо отрицательную (попадание в автомобильную аварию). То есть, появление этого стресса связано не с регулярно повторяющимися событиями, но такими, которые могут иметь определённую периодичность. Так, острым стрессом, случающимся один раз в год, является подготовка ученика к очередному учебному году.
  2. Эпизодический стресс возникает снова и снова за довольно короткий промежуток времени. Например, если в классе есть нерешённый конфликт, из-за которого одну или две недели, собираясь в школу, ученик испытывает стресс. Но, хотя этот конфликт и не решён на данный момент, у него есть явные перспективы в скором времени закончиться.
  3. Хронический стресс, который продолжается неограниченно долго. Если у ученика не исчезающее напряжение в отношениях с учителями и одноклассниками, от родителей и школьного психолога он не получает необходимой помощи, то его стрессовая ситуация может затянуться и стать постоянной со всеми симптомами хронического стресса. Такой ученик не сможет думать ни о текущей учёбе, ни о построении дальнейшей карьеры, у него блокированы все мотивационные устремления. Подобный стресс уже серьёзно сказывается на здоровье, может спровоцировать инсульт, проблемы сердца, онкологическое заболевание, поэтому здесь нужна медикаментозная терапия.

Источник стресса и способы реагирования на него

Вначале нужно определить источник стресса:

  • волнение от первого похода в школу;
  • переживания из-за проблем отношений с родителями;
  • сложные отношения с одноклассниками;
  • вызванный собственным подсознанием стресс на фоне предъявления к себе завышенных требований;
  • стресс из-за преподавателя, который либо предъявляет слишком жёсткие требования, либо предвзято относится к ученику.

Обнаружив источник стресса, следует соответственно отреагировать:

Самое лучшее – профилактика, что справедливо и для стресса. Можно перед началом учебного года пойти вместе с ребёнком в школу, познакомиться с учителем, посмотреть на классы – и тогда некоторых стрессов можно будет избежать.

  • Поговорить с ребёнком на тему его отношений с одноклассниками. Хорошо, если с учителем у родителей установились доверительные отношения, тогда можно привлечь к решению проблемы и его, поговорив с ним на тему, которую не удаётся решить самостоятельно.
  • Нужно внимательней относиться к ребёнку, не отмахиваться от него, а выслушать, чтобы он смог рассказать, какие у него сложности и с кем есть недопонимание. Возможно, к решению проблемы стоит подключить школьного психолога или иного специалиста, который глубже сможет вникнуть в её суть.
  • Возможно, родителям придётся снизить собственные завышенные требования к ребёнку, которые тот перенимает и оттого впадает в стресс.
  • По отношению к учителю школьник всегда находится в уязвимой позиции, и если проблема растёт оттуда, потребуется разговор с преподавателем.
  • Когда ученик вернётся из школы, родителям важно поговорить с ним, поинтересоваться, как прошёл его день. Благодаря этому между поколениями будут налаживаться отношения, а атмосфера станет доверительной.
  • Нужно трезво оценивать потенциал ребёнка, не перегружать его учёбой и дополнительными занятиями с репетиторами, в секциях и т. п. Зато нужно больше с ним общаться и выслушивать.
  • Не пренебрегать родительскими собраниями и оценивать, какая на них создаётся атмосфера. Важно вносить в дела школьного сообщества свой позитив, что дети непременно заметят, благодаря чему будут лучше вовлекаться в учебный процесс.
  • Очень важно со стороны родителей чутко следить за настроением ребёнка. Если он на что-то пожаловался или просто повёл себя странно, то важно докопаться до причины этого и устранить скрытые сложности.
  • Также полезно узнавать у ребёнка, чего он боится, что его тревожит. Можно попросить его что-то нарисовать на произвольную тему – эмоции обычно ярко отражаются в детских рисунках.
  • Если в семье больше одного ребёнка, то нужно каждому из них выделить индивидуальное время на общение или совместную прогулку. Для них это очень важно.
  • Можно рассказывать ребёнку истории из собственного школьного прошлого, вспоминая, как хорошие моменты, так и неудачи.
  • Многие современные родители слишком заняты работой и не находят времени для общения с детьми. Но им всё же важно подумать над тем, как перекроить свой график, чтобы выделить время на общение с ребёнком, ведь ему тяжело переживать постоянное отсутствие родителей рядом.
  • Во время выходных нужно обязательно так или иначе провести несколько часов с ребёнком: покататься на велосипеде, побегать, подурачиться, сходить в плавательный бассейн. На это время стоит даже отключить свой мобильный телефон.
  • Нужно вводить разумные ограничения на пользование ребёнком мобильным телефоном, другими гаджетами и интернетом. При недостатке внимания со стороны родителей, убежищем от одиночества для детей становятся всякие электронные игрушки, но этого нельзя допускать.
  • Дети активно впитывают модели поведения родителей, поэтому последним нужно поработать и над собой. Некоторые взрослые, движимые тревогой за ребёнка, излишне его контролируют, им самим не помешала бы помощь психолога.
  • Родителям важно находить источники восполнения сил, поскольку они сами должны их постоянно отдавать детям. Но нельзя замыкаться только на ребёнке, нужно разнообразить свою жизнь, искать в ней иные смыслы и цели.
  • Не стоит стесняться проявления чувствительности, спонтанности, нужно доверять своей интуиции. Строго следуя своим планам, не стоит становиться зажатым, ведь ребёнок важнее этих планов.
  • Не бывает идеальных родителей, поэтому не стоит себя винить, если что-то было сделано не так.
  • Ребёнка нужно любить уже потому, что он пришёл в эту жизнь, ведь это замечательно!
  • Дети крепко запоминают переживания, связанные с родительской любовью: когда родители сидели у их кроваток, в то время, когда крохе было страшно, слушали признания о первой влюблённости, планах на будущее. Эти приятные воспоминания будут греть их душу всю жизнь.

5 тактик борьбы со стрессом

Кэрри Старбак, учительница из Великобритании, отметила, что современные дети стали чаще сталкиваться со стрессом, учебными перегрузками и прочими беспокойствами. Она предложила 5 эффективных тактик, которые помогут школьнику справиться со стрессом:

  1. Глубже вникнуть в проблему. Стресс стал большей частью обыденной жизни, с ним сталкиваются абсолютно все люди. На него они реагируют как на опасность. Школьнику нужно рассказать о поведенческих, физических и эмоциональных признаках стресса: учащённом сердцебиении, неспособности сосредоточиться, чувстве одиночества, тошноте, отказе от пищи или, напротив, неконтролируемом переедании. Так им проще будет обнаружить стресс у себя и своевременно обратиться за помощью.
  2. Больше внимания науке. Благодаря научным знаниям подросткам проще разобраться в своих ощущениях и не заострять внимание на психических расстройствах. В период роста человеческий мозг претерпевает большое количество изменений. Благодаря гормону кисспептину, воздействующему на миндалевидное тело мозга, отвечающему за управление эмоциями, переживания и ощущения становятся более интенсивными. Это заставляет подростков демонстрировать более эмоциональные и импульсивные реакции. Зная об этом, подростки, хоть и не смогут избавиться от стресса моментально, но смогут проще преодолевать отрицательные реакции и более осознанно принимать решения.
  3. Ошибки – не беда. Когда человек делает ошибки и затем осмысливает их, его мозг развивается. Ошибки являются необходимым элементом обучения, хотя школьники продолжают их бояться. Им нужно показать, что ошибка – вовсе не всегда плохо, если ею уметь пользоваться, то она поможет стать лучше.
  4. Не давить. В реальной школьной жизни директора школ, желая получить наилучшие результаты на экзаменах, начинают давить на завучей, те – на учителей, а последние – на школьников и их родителей. Это недопустимо, поскольку так старшие перекладывают свою долю стресса на учеников, вместо того чтобы помочь им сохранять позитивный настрой.
  5. Беречь себя. В 2015 году медики исследовали здоровье работников образования и выяснили, что у 84% из них не менее двух лет наблюдаются различные психические отклонения. У 38% были депрессивные расстройства, у 60% — тревожные состояния, у 77% — стресс. Поэтому учителям рекомендуется делать перерыв в работе, чтобы проводить больше времени с семьёй и удерживать своё психологическое равновесие. Если преподаватель будет спокоен, то и его ученики также легче будут переносить школьную нагрузку.

©


Вам также может быть интересно:


Сохранить и поделиться: