Рассеянное внимание – проблема вовсе не детей, а их родителей. Взрослых возмущает вид детей, не выпускающих из рук планшеты или смартфоны, но в это же время сами они украдкой заглядывают в почту на телефоне. Родители с гаджетами в руках – одна из худших моделей воспитания для их же детей.
Сниженная эмоциональность
Кому-то покажется удивительным, что благодаря этим же гаджетам современные родители общаются со своими детьми едва ли не больше, чем любое предыдущее поколение, однако, качество этого общения не выдерживает критики. Даже находясь рядом физически, папы и мамы в эмоциональном плане могут оставаться где-то далеко.
Проведённые исследования показали, что современные мамы уделяют больше внимания и времени детям, чем их предшественницы в 1960-е годы. Это кажется странным, поскольку сейчас больше активно работающих женщин. Но количество здесь не влияет на качество – заметно упало эмоциональная вовлеченность родителей в процессе этого общения. А проблема всё в тех же смартфонах и прочих гаджетах, жертвами которых стали и родители, и дети.
Когда специалисты говорят о негативном воздействии смартфонов, то в первую очередь подразумевают детей, не выпускающих их из рук. Многие современные дошкольники занимаются с тем или иным гаджетом свыше 4 часов в день. Если в 1970 году регулярное присутствие телеэкрана в жизни детей наблюдалось в среднем с 4-летнего возраста, то теперь в смартфоны массово уставились 4-месячные крошки. Специалисты проанализировали риски и пришли к выводу, что время, которое тратится детьми на гаджеты, воруется ими у себя же, и его не хватает на освоение окружающего мира и выстраивание отношений с другими людьми.
Но справедливо уделяя внимание проводимому детьми времени с гаджетами, многие как-то позабыли о самих родителях. А вот специалисты по раннему развитию уверены, что из-за ежедневного использования смартфонов серьёзно ухудшается эмоциональное взаимодействие родителей с детьми благодаря фактору «длительного прерванного внимания». То есть, из общения уходят принятие ребёнка и эмпатия, а остаётся бездушная отрывистая интерактивная манера.
Гаджеты лишь отвлекают, а не помогают
Педиатры давно доказали, что огромную роль в развитии ребёнка играет эмоционально-отзывчивый стиль общения с родителями – целостность разговора, последовательности, интонации. Но именно эту модель и ломают смартфоны. Если родители постоянно прерывают беседу ради обновления новостной ленты или комментария в соцсети, то дети информацию от них воспринимают неполноценно. Был проведён эксперимент, где матери должны были обучить нескольким словам своих детей. Всем раздали мобильные телефоны, на которые периодически поступали вызовы. Как только матери прерывались, чтобы ответить на звонок, дети забывали нужное слово. Если же матери игнорировали вызов, то дети легко запоминали новый лексикон.
В другом эксперименте участвовали 9-месячные младенцы, которых несколько часов учили различать фонетические тонкости китайского языка. Но если малыши, которых обучал преподаватель, эту задачу осилили, то те, которым ту же информацию давали в форме видеозаписи – нет.
Почти невозможно удерживать баланс потребностей, особенно желаний взрослых и детей. Трудно предположить, что ребёнок всегда будет центром родительского внимания. Взрослые и раньше позволяли детям развлекать себя самостоятельно – просто сажали в манеж и ставили туда коробку с игрушками. Конечно, можно и даже нужно отвлекаться от поминутного общения с малышом, но это совсем не то же самое, что во время общения игнорировать его.
А получается так, что ребёнок для многих родителей оказывается менее ценным, чем новость в мессенджере. Зависимые от смартфонов взрослые стали раздражительными – стоит ребёнку прервать их переписку, как они начинают злиться, а ведь тот вправе рассчитывать на свою долю внимания. Отсюда возникают обвинения детей в склонности к манипуляциям. На самом же деле нет тут никакой манипуляции, а лишь естественная попытка крохи любой ценой добиться к себе внимания. Это едва ли не худший способ воспитания за всю историю – родители физически присутствуют в жизни ребёнка, но эмоционально отсутствуют. А современная система раннего развития лишь усугубляет эту тенденцию, детей начинают пичкать знаниями, а активного взаимодействия между учителем и классом нет.
Что же делать?
Но нежелательных последствий всё-таки можно избежать, просто выключив сигнал смартфона на время игры или обучения, отложить его подальше и сосредоточиться только на общении с малышом. Это не менее полезно и самим родителям. Современный человек пытается оставаться всегда и при всех обстоятельствах доступным для всех, считая это за благо. И старается успеть всё: и заказать туалетную бумагу, и ответить на сообщение. На самом же деле, люди всё равно не успевают, потому что их всё дальше затягивает цифровая центрифуга, выжимающая все соки. Родители с гаджетами в руках – одна из худших моделей воспитания, так как их дети, видя такой пример перед глазами, стремятся ему следовать.