Маленький ребенок постоянно плачет и мешает маме в ее повседневных делах — например, прерывает телефонные звонки. Как себя вести? Отвечает детский психолог Ксения Несютина.
Вопрос. Ребенку 4 года. Она не слушается — дразнит, говорит: «Ты мне подруга» — и ревет, может где-то час реветь. На уговоры не реагирует. И на прогулке она ведет себя так же. Или когда мне кто-то начинает звонить — плачет. Объяснять ей что-либо не всегда возможно, она начинает истерить. Как себя вести?
Ответ. Важно понимать, что ребенок — незрелая личность и пока учится справляться со своими эмоциями и правильно себя вести. В процессе этого дети придумывают разные способы, как можно показать родителю злость или недовольство. Ваша дочь не думает над тем, как себя вести в этой ситуации, а начинает действовать импульсивно. Например, ребенок может злиться — и это нормальная реакция, которая бывает и у самих родителей, когда их в чем-то ограничивают. Но, в отличие от детей, взрослые лучше умеют контролировать эмоции. Для ребенка мир очень полярный — там есть либо хорошее, либо плохое; есть «люблю», а есть «злюсь».
Как быть во время телефонных звонков
В случае со звонком обязательно нужно договориться с ребенком, что родитель будет занят. Нужно объяснить, что в определенный момент мама или папа не могут полноценно уделять ему время. И сказать, как долго будет длиться звонок. Если ребенок не умеет определять время по часам, то можно сказать ему: «Когда стрелка будет здесь, я закончу. Не отвлекай меня». Для ребенка в возрасте 4 лет такой способ сработает: он вполне может понимать родителя. 
При этом важно предложить ребенку что-то, чем он может заняться, пока родитель разговаривает. Например, порисовать или поиграть. Также стоит сказать, что когда вы закончите, то сможете провести время вместе с дочерью: поиграть, посмотреть мультики, попить чаю с пирогом. 
Если это разговор, который не требует срочного ответа, и взрослый не успел договориться с ребенком, то лучше отложить телефон и дождаться более подходящего момента для разговора. Например, когда ребенок заснет, пойдет в детский сад или отправится на прогулку с другим родителем. Иначе разговор может быть испорчен. 
Если же неожиданно поступает важный звонок и родителю обязательно надо ответить, а ребенок кричит и не дает сосредоточиться, то лучше зайти куда-то и закрыть дверь. Ребенок может плакать, кричать, но следует расставлять приоритеты. После выхода из комнаты надо объяснить, что вам надо было уйти, потому что был рабочий звонок. 
Как справиться с истерикой
Задача родителя в момент детской истерики — показать ребенку, как можно выражать свои желания и эмоции, а как нельзя. Нельзя укусить брата, сломать телефон или ударить маму, но можно топнуть ногой или бросить игрушку. Или можно выражать эмоции через слова «мама, я на тебя злюсь». 
Важно, чтобы сам родитель оставался спокойным. Некоторые начинают кричать в ответ — и это дает плохой результат, так как в глазах ребенка мама или папа «превращаются в кого-то ужасного». Нужно оставаться с ребенком на связи — не игнорировать его. Следует сказать, что вы услышали ребенка и понимаете его чувства, и объяснить, почему вы не разрешаете ему что-либо сделать.
Если ситуация не разрешается, есть смысл обратиться к психологу. У девочки может проходить кризис, когда она начинает конкурировать с мамой из-за отношения отца к ней. Тогда со специалистом важно рассмотреть, какую роль занимает отец в жизни ребенка. Папа должен не только защищать маму, но и участвовать в жизни девочки. Психолог поможет распутать этот клубок и найти способы решения проблемы. 
Материал подготовила стажерка «Мела» Анна Богачёва. Фото: MariaTsygankova / Shutterstock / Fotodom

©


Вам также может быть интересно:


Сохранить и поделиться: