
Приходит мама с малышом трёх лет, ребенок не говорит. Все понимает, в глаза с интересом смотрит, от игрушек новых в восторге, но… Желания и нежелания выражает преимущественно воплями, а на просьбу — «скажи» — оооочень выразительный взгляд, в котором и без слов читается — ага! Знаю я вас! Не сдамся! Буду молчать, молчать буду!
Что будем делать с таким чудом. Ну, делать точно уже что-то надо. Ведь в норме ребенок в три года уже в состоянии рассказать содержание понравившегося мультфильма, а заодно популярно объяснить, почему именно этот мультфильм его так привлекает. Логопед-паникер схватится за голову, произнесет туманные пока для мамы, но ужасно внушительные слова «моторная алалия», непременно осведомится, где же мамочка была раньше. Логопед-оптимист почешет затылок — мдааа, задержка речевого развития… Но оба они маму с миром уже не отпустят. Как минимум дадут рекомендации для самостоятельной работы с ребенком, как максимум — возьмутся за него сами.
В три года очень велика вероятность, что ребенок через какое-то время разговорится, но без наблюдения и стимуляции его оставлять уже нельзя. Что же будет делать мама, вооруженная до зубов рекомендациями, и что будет делать на занятиях с этим ребенком логопед?
Артикуляционная гимнастика, раз. В таком нежном возрасте — игровая, вкусная. Дотянись языком до леденца, оближи блюдечко.
Дыхательная гимнастика — задувание свечей, выдувание мыльных пузырей.
Музыкально-ритмические упражнения — Мишка косолапый по лесу идёт…
Договаривание последних слогов, а потом и слов в ритмичных стихотворениях, среди которых Чуковскому равных нет — Ехали медве… На велосипе…
Чтение народных сказок с повторами, опять-таки побуждающее к повторению — Колобок-колобок, я тебя… ?
Разговор с ребенком короткими словами и фразами, таким образом показывая ему доступную для воспроизведения модель — Смотри! Там мяч! А тут машина! Красная!
Вот пишу я эти рекомендации маме… Или занимаюсь с ребенком в кабинете… И не могу отделаться от мысли, что говорю и делаю что-то невероятно банальное. Но проходит время — и мама говорит — ух ты! Так просто! Но это работает!!! И ты сама видишь — работает. Не может не сработать. Потому что это веками проверенные способы стимуляции речи ребенка при нормальном развитии.
Ребенок пришел — нормальный. У него нет органического поражения головного мозга. Если бы было — потребовалась бы артиллерия посерьёзнее. Этому же хватило Мишки косолапого. А почему же до этого молчал?!!! Мишки в жизни не случилось?!!! Да, похоже что не случилось.
Очень много сейчас таких детей, очень. Нормальных, умненьких, иногда даже слишком. При этом часто — в памперсе и с пустышкой. Знает, где Мерседес Бенц, а где Порш Кайенна — и в памперсе. И — с сильнейшим уже в три года зажимом, страхом речи. За три года — он ни разу не смог почувствовать, что речь это классно, весело, нужно, возможно!
Что речью можно играть — Мишка косолапый по лесу — Идет!!!
Что языком можно делать разные забавные вещи, мама, смотри, как чисто я вылизал, блюдце как будто помыли!!!
Что речью можно перевоплотиться в кого-то другого — Колобок, колобок, я тебя… Ам!!!
Что речь — это просто, наконец. Что я могу — как мама, ничего сложного в этом нет. Тут, му, на — что сложного?
Что же было — вместо? Вдумчивая мама-радио с идеей «с ребенком надо разговаривать, как со взрослым». Смотри, дорогой, это проезжает мимо нас длинный голубой трамвай. Он движется по направлению из центра в область.
Аккуратный нагрудник и кормление с ложки.
Чтение энциклопедий или длинных рассказов.
Игры на планшете, просмотр мультфильмов.
Все это, наверное, неплохо. Но если наряду с энциклопедией не случилось колобка и мишки — речь не стимулируется. Если вместе с насыщением информацией детской головушки не произошло Там, Тут и Бух — речь не стимулируется.
Мама очень красиво умеет говорить, мне так никогда не справиться… Не буду и пробовать, пожалуй. Если я кричу, показывая пальцем на желаемый предмет — меня все понимают, а если понимают не очень — можно кричать громче и дольше. Для того, чтобы доехать машинкой от старта до финиша на планшете, речь не нужна. Перед зеркалом кривляться, дотягиваясь языком до носа — делать мне больше нечего, машинка на планшете гораздо интереснее. Равно как и Мишку косолапого за мамой повторять — да с ума вы все тут посходили, я до 10 уже считать про себя умею, а вы тут с Мишкой…
Вот когда этот юный молчащий профессор, отличающий ламу от альпаки, а ромб от параллелепипеда, все уже про себя понявший и махнувший на себя рукой — не выходит говорить, ну и не надо — вернётся в детство вместе со своей мамой, и начнет в восторге топать и хлопать себя по лбу, изображая Мишку и шишку — тогда и заговорит. Ну а родителям, у которых профессора помоложе трёх лет — мой вам совет — Чуковского и Колобка на почетное место в домашней библиотеке, многословные тирады приберегите для любимого мужа и вперед, Мишку изображать. С драйвом и удовольствием, как на сцене. Так, чтобы все шишки мира в пляс пустились, и речь сама из артикуляционного аппарата вырывалась неудержимо. Речь штука такая, нужная и веселая. И простая, если не усложнять. Дайте возможность ребенку это почувствовать.