/ Pixel-Shot / Shutterstock.com

В современных СМИ порой говорят об эпидемии аутизма. Правда ли это и действительно ли недугу чаще подвержены мальчики? В каком возрасте лучше всего диагностировать заболевание? Об этом АиФ. ru рассказала главный педиатр Министерства здравоохранения Московской области, заведующая кафедрой педиатрии Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М. Ф. Владимирского Нуринисо Одинаева.

Диагноз «аутизм» впервые возник примерно сто лет назад. Но с каждым годом численность людей с такой особенностью растёт и в мире, и в России. Если 10 лет назад в Европе и США на 100 детей приходился всего один ребенок с РАС, то в позапрошлом году такой диагноз уже ставили 1 ребенку из 61. И по прогнозам, частота этих расстройств будет и дальше увеличиваться. Сегодня, по официальной статистике, в нашей стране таких детей — 32 тысячи.

Кстати, если раньше мальчики составляли 70% детей с РАС (расстройством аутического спектра), то в последние годы этот показатель снизился до 60%, девочки догоняют. Раньше путь таких пациентов до получения диагноза занимал в среднем 8-10 лет, а иногда эти расстройства и вовсе оставались недиагностированными. Но сегодня этот путь существенно сократился. Конечно, в отличие, скажем, от синдрома Дауна, у детей с РАС нет явных внешних признаков, но есть поведенческие проявления. Их — очень много, но зачастую родители не обращают на них внимания, поэтому необходимо введение специальных скрининговых программ, анкетирования, которые бы проводились регулярно (например, в 8 месяцев, год, полтора, три года). Это бы помогло вовремя выявлять и корректировать эти расстройства. Ведь при ранней организации помощи таким детям в 70-80% случаев уже к концу дошкольного периода они могут скомпенсировать свои особенности и учиться в обычных школах. Но, конечно, части таких детей понадобятся специальные условия для обучения. Несмотря на то, что многим гениальным людям приписывают аутизм, между этими явлениями нельзя ставить знак равенства. Это — психопатология, которую требуется лечить. Даже если ребенок с аутизмом гениален, это не отменяет необходимости в медицинской помощи. Личность человека с РАС — односторонняя, ему трудно коммуницировать с окружающими, и если ему не помочь (желательно как можно раньше), впоследствии такому человеку будет очень тяжело жить в обществе.

В лечении детей с РАС нужна комплексная работа нейропсихолога, дефектолога, логопеда, а зачастую и психиатра. Никакие остеопаты и народные целители тут не помогут. Таким детям требуется работа по развитию коммуникационных навыков, эмоционально-волевой сферы. Существует ряд препаратов, доказавших свою эффективность в коррекции этих расстройств. К тому же известно более сотни физиотерапевтических методик лечения (бальнеотерапия, микрополяризация и др.). Мозг ребенка — очень нейропластичная структура, и своевременное лечение может способствовать росту новых нейро-ассоциативных связей. Однако каждому ребенку с РАС необходимо разработать свой, индивидуальный лечебно-образовательный маршрут. Ведь одним таким детям удается развиваться в коллективе, а для других это стресс. Поэтому нужны дифференцированные подходы к каждому. Не нужно бояться обращаться к врачам, ведь при позднем обращении к специалистам эффективность лечения — гораздо ниже.

Возможные симптомы РАС у ребенка в возрасте от 1,5 лет:

Проблемы с коммуникацией:

  • нет интереса к другим людям (сверстникам, взрослым), предпочитает одиночество, играет сам с собой;
  • избегает визуального контакта, отводит глаза в сторону;
  • не откликается на свое имя;
  • не смотрит, куда ему указывают;
  • нет указательного жеста;
  • не любит объятий, равнодушен к родителям (не замечает их присутствия-отсутствия);
  • отсутствие к полутора годам речи.

Проблемы в быту:

  • не любит переодеваться;
  • не позволяет себя стричь;
  • имеет нарушения сна (плохо засыпает, часто просыпается);
  • крайне избирателен в еде, ест что-то одно (из-за этого могут развиться как дистрофия, так и ожирение);
  • страхи (боязнь громких звуков, яркого света, новых впечатлений);
  • склонность к стереотипному поведению (например, в детский сад ходит только одним маршрутом, изменения в маршруте могут привести к нервному срыву).

Странное поведение:

  • не любит переодеваться;
  • часто кружится на месте, раскачивается или бьется головой;
  • отсутствие игр, в которых требуется воображение (например, просто расставляет игрушки в ряд или крутит колесико у машинки);
  • ходит на цыпочках;
  • направляет агрессию на окружающих или на себя;
  • отсутствие элементарной осторожности, нечувствительность к боли.

©


Вам также может быть интересно:


Сохранить и поделиться: