Пахотин Юрий
В России система воспитания как способ передачи из поколения в поколение ценностей сейчас разрушена. pixabay.com
Все чаще взрослые жалуются на то, что дети стали непослушными, агрессивными, бездушными. Они убегают из дома, издеваются над своими сверстниками и над немощными стариками, провоцируют учителей на непедагогические действия, снимают это на видео и выкладывают в интернет. Но и сами дети все чаще становятся жертвами преступлений взрослых.
Что происходит? Почему папы, мамы, дедушки, бабушки, куча всяких организаций, призванных воспитывать и защищать детей, не всегда справляются со своими обязанностями? Это попытался узнать корреспондент «АиФ-Тюмень» из беседы с директором известного далеко за пределами Тюменской области клуба «Дзержинец», доктором педагогических наук, профессором Ольгой Селивановой.
Все очень серьезно
Юрий Пахотин, «АиФ-Тюмень»: Вы начинали работать с подростками группы риска еще в советское время. Сменилась эпоха, но проблемы взаимоотношений детей и взрослых не только не исчезли, а, по мнению многих, стали еще острее. Чем это вызвано?
Ольга Селиванова: Я думала об этом. Все, действительно, очень серьезно. Сейчас в нашей стране у руля власти самых различных уровней люди, которым за 40, то есть те, кто родились и сформировались в СССР, они прекрасно понимают, что при всех недостатках советской системы было в ней и много хорошего, особенно в структуре воспитания, образования. Эти люди могут взять много положительного из прошлого, но не делают этого. И когда дети убивают взрослых, то есть, происходят те страшные вещи, которые раньше у нас в стране практически не случались, а на «прогнившем западе» были обыденностью, они только разводят руками.
— Но далеко не все из той эпохи можно «перетянуть» в нынешнюю. Скажем, раньше было нормой, когда взрослый мог сделать замечание хулиганящему подростку. Сегодня это большая редкость. Может быть, люди просто остерегаются подростковой агрессии?
— Мне кажется, проблема глубже. Я считаю, что в 90-е годы прошлого столетия, когда рухнуло все — государство, идеология, экономика, — разрушилась и система ценностей. И не просто разрушилась — вся система ценностей предыдущей советской эпохи была отринута, обесценена. Государство, если отбросить политес, сказало 90 % взрослого населения, «вы неправильно жили, служили не тем идеалам, вы нам не нужны, ни ваш опыт, ни ваши ценности, ни ваша жизнь не просто не имеют ценности, они — негативны, недостойны подражания». Более того, очень быстро, ориентируясь в основном на Запад, в нашей стране начала выстраиваться система отношений на идеалах не просто чуждых людям советской эпохи, а прямо противоположных ей: в одночасье то, что не принималось и осуждалось долгое время, было антипримером (личная выгода, карьеризм и пр.), стало желаемым образцом для подражания и культивирования. Я никогда не поверю, что это противопоставление ценностей, разделяющее поколения, возникло случайно. Все очень умно сделано. И этот кризис гораздо глубже, чем при разделении на белых и красных в гражданскую войну. Тогда общая система ценностей была сохранена. Скажем, и белые офицеры, и красные комиссары друг друга ненавидели в социальном, идеологическом плане, но те и другие говорили «мы за страну». И сколько бывших белых героически сражались с фашистами во время Великой Отечественной войны. А сейчас общество разделено таким образом, что старшее поколение полностью отсечено от участия в жизни подрастающих поколений.
Эпоха СССР. Фото: АиФ/ Надежда Уварова
Главное — выполнить действие
— Как это сказывается на взаимоотношениях отцов и детей?
— Люди старшего возраста испытывают, может быть, и не осознавая этого, сильнейший внутриличностный кризис. Они должны встроится в ту новую систему ценностей, которую отвергают. Они, например, жили, твердо зная, что надо помочь отстающему, поднять упавшего (человек человеку друг, товарищ и брат и пр.). Сейчас говорят — «ты должен идти по головам» — это деликатно называется «компетенция» (от англ. «сompetition» — соревнование). И на замечания старших, что нельзя жрать и топить друг друга на пути к личной цели, молодежь отвечает, что именно компетенция в этой системе ценностей позволяет добиться успеха, получить больше денег, подняться выше по социальной лестнице, быть успешным в жизни. В результате старшее поколение с какой-то тоской и ощущением беспомощности смотрит на то, что происходит. И молчит. Только где-то на кухнях, в частных разговорах или чатах в соцсетях, если почитать, люди сокрушаются: «Что за жизнь сейчас? Это бред, когда детям запрещают одним гулять, везде лазить, прыгать с гаражей и пр. Чем плохи товарищество и коллективизм? Мы все это делали, и нам это не только не помешало, но во многом помогло стать хорошими людьми».
— Но это личное дело родителей. Кто им запретит отпускать своих детей гулять одних, голос на них повышать и дать подзатыльник, когда нужно?
— Вам объяснят, что, согласно какой-нибудь Болонской конвенции или каким-то правилам Евросоюза, следуя «передовым мировым» идеям, нужно круглосуточно «пасти» детей, нельзя на них повышать голос, нельзя рукоприкладствовать и т.п. Психологи пояснят, что из-за этого у ребенка будет невроз, доверие к миру нарушится, еще что-то. Красиво так объяснят… Мне в этих случаях всегда только одно непонятно — розги в школах — официальное государственное наказание в большинстве стран мира, включая Россию, — отменены 100 с небольшим лет назад. Тогда каким образом мы дожили до такого уровня цивилизации, гуманизма и т.д., и т.п.? Как вся эта тьма поколений регулярно избиваемых детей не превратилась еще десять тысяч лет назад в заикающихся невротиков? Как общество сумело создать прекрасные произведения искусства, да еще умудрилось дойти до идеи гуманизации системы взаимоотношений. Конечно, я вовсе не за жестокое отношение к несовершеннолетнему, насилие и издевательства, но, если мама шлепает ребенка по попе за провинность или повышает тон при беседе, глупо и совершенно неправильно, на мой взгляд, считать это криминалом. Прежде чем все эти вещи запрещать, предложите родителям и педагогам набор реально действующих методов воздействия на ребенка и его поведение взамен того, который сейчас повсеместно запрещается: орать и шлепать нельзя, хорошо, а что можно? Спокойно беседовать? Наверное — да, только практика показывает, что чаще всего «беседы» не имеют никакого эффекта.
Чаще всего «беседы» не имеют никакого эффекта. Фото: pixabay.com
— Тем не менее, многие наши политики убеждены, что нам необходимо встраиваться в общемировую систему отношений и играть по их правилам.
— Но зачем это делать ценой утраты национальной, культурной, религиозной идентичности. Я категорически против насаждения другой, чуждой нам системы ценностей. Почему у нас считают, что чем больше мы похожи на какую-нибудь Францию, Германию или США, тем мы лучше. Я убеждена, что это одна из основных причин того, что система воспитания в нашей стране как способ передачи из поколения в поколение ценностей сейчас разрушена: у нас на государственном уровне сейчас нет реальных ни целей, ни задач воспитания, только декларации в программах, которые не имеют ничего общего с реальной жизнью.
Я до сих пор не понимаю, почему мы исключили идеологический компонент. Идеология — это же необязательно коммунизм. Без идеологии нет цели и смысла воспитания. И тогда, сколько бы кружков, секций, всяких программ ни было, все превращается в формализованные вещи, которые не несут никакого содержания. Нужны идеалы, стремление к которым всегда воспитывало человека. Это почти как в религии — мало кто ожидает, что доживет до святости и канонизации, но призыв к тому, что ты должен вести подобающий образ жизни, оказывает огромное плодотворное влияние на жизнь человека, его поступки и пр. А сейчас как оценить конкретный поступок? Скажем, подрались в школе дети, и никого же не интересует, почему и для чего? Учителям не рекомендуют самим разбирать конфликт в школе. Нужно вызвать полицию, прокуратуру, родителей. У нас сейчас самый большой объем действий — это алгоритмы. Все на алгоритмах — как нужно говорить с ребенком, если он матерится, а как, если вылез на подоконник и собирается прыгнуть вниз. Алгоритмы во многом полезны и хороши, но мы часто забываем, что они убивают личную ответственность: я же не сам решаю, я выполняю первый, второй, третий пункт алгоритма. И в этой формализованной системе взаимодействия даже первоклассник чувствует — его никто не собирается понять, защитить, поддержать, и видит, что единственное, что волнует всех взрослых, которые трясутся вокруг него, если что-то случилось, — как бы каждому из них за это ничего не было. Я столько видела объяснительных от взрослых людей, при исполнении обязанностей, в которых главная мысль — я как специалист сделал все, что предписывает алгоритм, и больше ни за что не отвечаю. Вот отсюда у ребенка и возникает ощущение, что взрослые заботятся не о нем, а о себе, чувство, что он никому не нужен. А это самое опасное чувство — от него все беды и у детей.
Пока не поздно, нужно изменять систему взаимоотношений в обществе, строить ее на иных принципах, в иных подходах. Нашему государству это под силу.
ДОСЬЕ
Ольга Селиванова окончила филологический факультет и факультет социальной работы ТюмГУ. С 1995 года директор Тюменского Центра внешкольной работы «Дзержинец». Доктор педагогических наук. Почетный работник общего образования РФ. Автор учебников по социальной педагогике для вузов РФ и более 250 научных публикаций по проблемам социально-педагогической реабилитации подростков группы риска. Соавтор Российской педагогической энциклопедии. Награждена грамотами госкомитета по делам молодежи РФ и Российской академии образования.