Источник pinterest

Я забрала сына из школы, в которой он узнал, что такое травля, в шестом классе. Напомню, как развивались события. Травля была в 1 и 2 классах. При попустительстве учительницы, завуча и директрисы, которые включили пластинку «Ничего нет», «Вы слишком мнительны», «Сам виноват» и все подобные словеса, направленные не на решение ситуации и помощь ребёнку, а на прикрывание своего бездействия фиговым листком. В 3 и 4 классах сын учился в другом классе той же самой школы. И там был настоящий педагог. Потрясающие два года. Потом сын поступил в художественный класс средней школы (в гимназии было несколько направлений: художественное, китайское, инженерное, какое-то ещё и общее, для перехода в пятый класс на определённое направление нужно было сдавать вступительные экзамены). В средней школе я поняла, что учительница, которая допустила травлю в 1 и 2 классах — это не исключение, а часть системы. А вот педагог в 3 и 4 классах — исключение, более того, она и тогда, и сейчас в школе считается оппозиционером.
В средней школе большинство учителей были… как наша учительница 1 и 2 классов. Предмет знали, но не занимались воспитательной деятельностью, не управляли классом, не формировали культуру в детском коллективе. Приоритет — баллы, олимпиады, рейтинг. Дети равно отметки. Самих детей там не видели. Что происходит внутри коллектива, и уже тем более внутри каждого ребёнка… не объект внимания. Конвейер.
Класс, в котором учился мой сын, уже к середине пятого класса был раздираем конфликтами, неприязнями, группировками, причём мой сын, наученный опытом 1 и 2 классов, быстро примкнул к агрессорам. Мне всё происходящее не нравилось совершенно. Стало понятно, что это какая-то общая, скажем так, корпоративная культура, которая в целом пронизывает школу. И если тебе не повезло попасть к учителю-оппозиционеру, каковой была наша учительница 3 и 4 классов, то в целом вся система довольно гниленькая. Хотя школа считается академичкски сильной. Это же в любой организации так работает. Рыба гниёт с головы, гниль пронизывает все уровни. И не удивительно, что наша любимая учительница «началки» считается оппозиционером, она против и вне системы. Коллеги её не долюбливают, директор не трогает, потому что любой открытый урок и проверка — это к ней, зато дети обожают.
В общем, я весь пятый класс прицельно искала сыну школу, где будут очень классные неравнодушные педагоги, где будет ценен каждый ребёнок и взаимоотношения в детском коллективе важны также, как результаты ЕГЭ, где детей будут развивать разносторонне, не только впихивать знания. Я такую школу нашла. Ни я, ни сын не пожалели ни дня. Ежедневный восторг ребёнка, который не хочет приходить из школы домой, рвётся туда, даже когда болеет, дорого стоит.
После ухода в другую школу моя оценка ситуации в старой школе только подтвердилась. Уже в 6-м классе родители бывших одноклассников забеспокоились, что обстановка в детском коллективе как-то не очень. Я писала об этом тут.
Потом в течение 6-го класса периодически так и прилетали ко мне от разных мам истории о жизни класса, по которым было понятно, что атмосфера лучше не становится, наоборот, гормоны бушуют, групповая динамика идёт по своим естественным циклам, а работы по сплочению как не велось, так и не ведётся.
Сейчас дети в 7-м классе. Пару дней назад прилетела очередная история. Про отголоски класса, в котором его травили. Этот класс распался, потому что дети в гимназии, как я уже написала, в средней школе должны выбрать направление. Была в том классе девочка, назовём её Саша. Она оказалась в пятом классе с нескольким своими одноклассниками из «началки». Остальные перешли кто откуда. Всё, что буду писать дальше — рассказано мамой Саши. Подтверждено несколькими родителями.
Также в этот класс попала девочка из параллельного класса — звезда школы. Спортсменка, победительница соревнований. Не буду точно называть вид спорта, чтобы сохранилась анонимность и неузнаваемость. Спорт связан с борьбой. Эта девочка, назовём её Маша, довольно бойкая, явный лидер. Вокруг неё сразу образуется группка. По мнению мамы, Сашу эта группка начинает подтравливать. Она «некрутая, немодная, не так одевается, не так укладывает волосы, не так себя ведёт, вообще стрёмная». Сашу высмеивают, шушукаются, иногда прячут или портят вещи. Вроде бы ничего криминального, но общий климат в школе для Саши неблагоприятный. Класс в основном на стороне Маши. Имидж стрёмной закрепляется за Сашей, хотя пара подружек у неё есть. Криминальное происходит в начале декабря этого года, напомню, сейчас это 7-й класс. В один не прекрасный день Маша бьёт со всего размаху Сашу. Саша отлетает, сильно ударяется головой.

Источник pinterest

Зачем-то Маша просит подругу всё это снимать на телефон. Удар фиксируется на видео. Саша попадает в больницу с черепно-мозговой травмой и больше недели лежит там. Потом возвращается домой и долечивается дома. На момент, когда мама Саши обратилась ко мне за консультацией, как лучше всего поступать дальше, Саша не ходит в школу уже третью неделю.
Что происходит всё это время? Школа, по словам мамы, ни разу ей не звонит. Никто. Ни классная, ни завуч, ни директор. Ни родители Маши. Мама Саши сама вышла на связь с классной и услышала традиционное «мы работаем-работаем, со всеми проведём беседы». Папа Саши звонит папе Маши и вываливает на него, что травма освидетельствована, и в выписке из больницы причина травмы указана, что с этим можно идти в полицию. Дальше эмоциональный разговор, в ходе которого папа Маши говорит, что его дочь вообще ударила Сашу случайно, тянула руку, чтобы поздороваться с каким-то рядом стоящим мальчиком. Хорошо, что есть видео, оно в распоряжении семьи Саши, целенаправленность удара очевидна. Папа Маши, видимо, тут же сообщает о разговоре своей семье. Моментально в школьном чате начинаются эмоциональные стенания Маши по поводу того, что её несправедливо оболгали, что семья Саши собирается на неё заявить в полицию, испортить ей всю спортивную карьеру и сломать жизнь. Большинство одноклассников в чате выражают поддержку Маше. Саша снова «стрёмная» и «фу такой быть». Мама Саши звонит маме Маши и просит поговорить с дочерью, после чего Сашу просто выкидывают из школьного чата. Что в чате происходит дальше, семье неизвестно.

Источник pinterest

Вот примерно в этот момент мама Саши и находит мой контакт. Маме Саши нужна была консультация, как действовать. И я помогла. В том числе свела с юристом с опытом работы со школьной травлей. Воспользуется ли она юридической помощью, пойдёт ли в полицию, станет ли добиваться постановки обидчицы дочери на учёт, этого я не знаю. Это теперь решать ей. Решение непростое. Когда ты добиваешься постановки на учёт чужого ребёнка, ты понимаешь, что это клеймо. Да, с учёта потом можно сняться, но… С другой стороны, если школа бездействует и явно на стороне обидчика, потому что это местная спортивная звезда (а маме Саши кажется, что ситуация именно так выглядит), нет ведь других инструментов добиться справедливости. Но оставим принятие решения семье Саши.
А я вот про что хочу рассказать. Про отголоски класса, в котором травили моего сына. Напомню, с Сашей он учился в 1 и 2 классах. Потом я сына перевела, а Саша так там и осталась. Я предложила маме попробовать проанализировать, почему и как Сашу вообще начали травить в средней школе. Задала кучу вопросов, не буду приводить их здесь. Но, разматывая клубок событий прошлого, мы выяснили следующее. Саша перешла в среднюю школу вместе с несколькими одноклассниками. Вместе с собой они принесли в новый класс имидж Саши как отстающей, неуспешной, «стрёмной». Этот имидж быстро подхватил новый класс, особенно яростно новая одноклассница Маша. Дальше мы не знаем — была ли бы непопулярность Саши на том же уровне, что она была в младшей школе без появления Маши. Или не Маша, так кто-то другой начал бы активно выделять Сашу, ведь возраст, гормоны, учителя заняты баллами и олимпиадами и так далее. Но случилось как случилось. Нашла коса на камень. Непопулярность Саши уже существовала, приход Маши (лидера, но, возможно, деструктивного) всё усугубил. Классная руководительница «в домике». Проблему замечает только сама Саша и её семья. Вроде бы какие-то общения с классной про это были, ответ всегда был стандартный — «мы работаем-работаем, со всеми поговорим».
Ну и вишенка на торте. Отматываем события прошлого ещё немного. Как же получилось так, что Саша была непопулярна в младших классах? На этот вопрос мама ответила сразу, не задумываясь. «Это учительница. Она постоянно давила на то, что Саша ничего не знает, не понимает, что она неуспешна, что ей не место в этой школе». В конце 4-го класса учительница даже настояла на проведении комиссии, и мама Саши согласилась. Но комиссия не выявила никаких отклонений. Собственно, вот он корень проблемы. Та же самая учительница, которая допустила травлю моего сына и бесконечно повторяла, что проблема надумана. Моего сына, кстати, она не гнобила, просто делала вид, что не видит травлю. А нескольких детей именно наградила штампом неуспешных, тугих и слабых. Когда я забрала Ярослава, следом за нами забрали ещё одну девочку, её прессовала учительница. Мама Саши призналась, что после ухода второго ребёнка тоже побежала к директору. Но её очень убедили остаться. И это логично — три ушедших ребёнка по причине действий или бездействия учителя — это больно бьёт по имиджу рейтинговой школы. Мама Саши говорит, что поняла, что надо было тогда смотреть глубже, вникать больше и уходить, не оставлять ребёнка в токсичной среде. Возможно, Саша пострадала тогда не так сильно, как мой сын, но то, что было запущено в начальной школе, всё равно догнало её в 13 лет.
К слову, потом я обсуждала всю эту историю дома. Сын сказал: «Мам, а Саша в нашем классе была ведь тоже жертвой. Я бы даже сказал изгоем. С ней в классе мало кто хотел дружить, часто над ней смеялись». А моя мама (с которой наша учительница общалась вместо меня весь 2-й класс, потому что «родители Ярослава её затерроризировали») вспомнила, как учительница часто в ходе общения с ней упоминала Сашу в негативном ключе: «Ваш Ярослав не лидер. И никогда им не будет. Но хотя бы он неглупый, хорошо учится. А есть у меня несколько девочек очень слабых. Вот, например, Саша…» дальше перечислялись нелицеприятные эпитеты.

Источник pinterest

Какие выводы я выношу из всей этой истории?
Во-первых, если есть хоть намёк на то, что ребёнку в классе некомфортно, но вы фиксируете в своей голове такие мысли: «Ну ничего совсем страшного ведь не происходит», «Надо дотерпеть до конца 4-го класса, потом наладится», но в глубине души вы понимаете, что ребёнок варится в токсичной среде, каждый день взаимодействует с учителем, который его не ценит, недолюбливает, навешивает ярлыки, забирайте ребёнка. Ищите другого учителя, другой класс, другую школу, в конце концов, домашнее обучение. Если его не бьют, но в классе учителем поддерживается негативный имидж («тупенкий», «стрёмный» и тд), причём с начальной школы, вспоминайте вот эту историю Саши и Маши. Ребёнок будет переходить из класса в класс, и если там снова и снова равнодушные взрослые, которые «работают-работают и со всеми поговорят», но не управляют детским коллективом, то в какой-то момент ребёнка могут и побить тоже. Просто потому, что можно.
Во-вторых, будьте очень внимательны к тому, какой имидж закрепляется за вашим ребёнком в классе, и какую роль играет в этом учитель. Особенно в младших классах. Учитель в «началке» может очень многое. Переломить негативный имидж, поднять популярность, и наоборот. От этого ярлыка потом непросто отделаться. Когда высвечиваются только недостатки (плохо учится, медленный, требует больше времени на усвоение материала), а достоинства умалчиваются, детям просто неоткуда узнать, что каждый ребёнок в классе ценен.

©


Вам также может быть интересно:


Сохранить и поделиться: