В отличие от спокойных советских времён, когда людям не приходилось слишком волноваться за будущее своё и своих детей, у современных взрослых наблюдается повышенная базовая тревожность. Никто не знает, что их ждёт завтра, и что может понадобиться в жизни их детям. Поэтому некоторые просто пытаются напичкать ребёнка всевозможными знаниями – авось что-нибудь, да пригодится! Например, отправляют в престижную гимназию, в которой каждый день по 8 уроков, лучшие учителя, интересные предметы. Здесь каждый преподаватель стремится заинтересовать детей своей дисциплиной, предлагает ученикам развивающие задания, требующие самостоятельной работы и мышления. Если выполнять все задания, то в день ученик будет тратить на них по 5-6 часов. Это слишком много, естественно, что дети стремятся отлынивать, уходя в интернет, или впадают в апатию, а то и депрессию. Что же делать в такой ситуации? Стоит ли детей так нагружать или не надо их ничем занимать?
Если кому-то из родителей придутся по душе такие правила, то у их детей появится такое сладкое время, называемое ничегонеделанием, когда не надо их ничем занимать, хотя на самом деле оно органически необходимо человеку любого возраста, когда он может побыть наедине с самим собой. А дети могут побыть детьми, что важнее пятёрок и спектаклей.
Адаптация к современному миру
Родителям важно хорошо ориентироваться в изменениях современной жизни. Как бы ни хотел отдельный человек, он не сможет изменить этот безумный мир, поэтому лучше понять, как он устроен и тому же научить своих детей.
Полезно сделать так, чтобы у ребёнка были посильные для него обязанности и дефицит чего-нибудь. Их жизнь не должна превращаться в сплошное развлечение, удовлетворение своих потребностей, хотя и занятия по 6 часов в день также нельзя считать нормой, а лишь следствием тревожности учителей и родителей. Бессмысленно бороться с тягой к интернету, поскольку здесь родителей неминуемо ждёт поражение. Лучше подумать над тем, как им можно пользоваться более конструктивно, предложить ребёнку интересные идеи и вместе с ним попытаться их реализовать. В доме нужно завести такие правила, чтобы они позволяли современным детям оставаться детьми.
Праздник должен быть дозированным
Например, известно, как долго тянутся новогодние каникулы. Чтобы они прошли с большей пользой, через день можно предложить всей семьёй ходить в театр, причём на самые лучшие постановки, после которых там ещё и подарки детям делают. А после спектакля заходить перекусить в кафе. С точки зрения взрослого эта идея замечательна, но после нескольких таких вечеров дети могут наотрез отказаться от посещения очередного спектакля. Просто потому, что им надоело аккуратно причёсываться и одеваться, и идти на «скучное представление». И даже кафе они готовы променять на мультики с макаронами, и на каток не хотят, потому что просто желают посидеть дома.
Если пойти у них на поводу и на остаток каникул предоставить самим себе, сидящим дома, то они на удивление не будут докучать старшим капризами и просьбами, ссориться с братьями или сёстрами. Зато, когда начнутся школьные занятия, то жизнь вернётся в привычное русло: в шумных семьях никто за словом в карман не лезет, да и в обиду себя не даёт. Даже если в целом семья мирная и дружная, то из-за перманентной загрузки (сделать уроки, позаниматься музыкой, хотя бы полчаса вечерком погулять) близкие люди начинают взвинчиваться и устраивать «тёрки».
Такая картина могла бы продолжаться вечно. Но нет худа без добра – стоило маме как-то приболеть, из-за чего она не могла временно организовывать жизнь семьи и детей, то последние моментально переменились. С больной мамой они вдруг стали предупредительными и заботливыми, увлечённо готовили что-то на кухне и даже свою комнату содержали в относительном порядке. Когда они собирались на улицу на прогулку, то самостоятельно умудрялись полностью одеться, ничего не забыв: варежек, шапок, застегнуть молнию или завязать шнурки. Вот так вот мамина простуда стала лучшим средством для наведения порядка в доме и укрепления отношений с детьми.
Что же могло поменяться в подобной ситуации? Не так уж и много, ведь дети и прежде больше всего веселились и чувствовали свободу, когда ими плотно никто из взрослых не занимался. Они могли танцевать в своей комнате или устраивать там цирк, раздавая предварительно всем домочадцам билеты на представление, а могли удовольствоваться и простым причёсыванием любимых кукол. В такие моменты дети казались маме едва ли не ангелами, по крайней мере, детьми с пронизанных светом картин импрессионистов. Но эта картина была весьма хрупкой – стоило папе или маме зайти к ним в комнату для того, чтобы напомнить об очередном задании, а не блаженно полежать в их окружении на диване с книжкой, то дети нахохливались, становились хмурыми, а их голоса приобретали противные скрипучие интонации. Тут уж всё им не нравилось, даже друг друга они вмиг начинали раздражать, отчего в скором времени практически всегда созревала небольшая ссора.
Ритм современной школы
Виной всему – очень плотный ритм современной школы, выполнять все требования которой практически невозможно, зато вполне возможно морально перегореть, убиваясь над уроками. Можно прочитать десятки умных статей, вещающих о том, как важно вместе с ребёнком корпеть над домашними заданиями и не меньшее количество, утверждающих ровно обратное. Авторы с ностальгией вспоминают, что выросшее во дворах поколение нынешних взрослых намного счастливее их же детей. На самом деле важнее не принимать за истину в последней инстанции любую подобную статью, а больше смотреть на своих детей, учитывать их интересы, выслушивать их и прислушиваться к своим собственным мыслям.
Будет гораздо правильней помнить, что дети остаются детьми, поэтому иногда хотят играть в куклы. Вот пусть и играют! А не самые высокие баллы по предметам – это вторично. Иначе они твёрдо уверуют, что главный в жизни глагол – это слово «надо», а остальное не имеет значения. Поэтому родители этой семьи приняли некоторые правила, позволяющие детям оставаться самими собой.
- Час свободного времени. Даже в самый загруженный занятиями и делами день у детей должен как минимум оставаться час свободного времени, на протяжении которого они вольны заниматься, чем хотят. В это время взрослые могут зайти в детскую, только постучавшись. Причём это время не заменяет мультиков и гуляния или игр на смартфоне, это именно классическое ничегонеделание.
- Перерывы. Если перерыв между посещением обычной и музыкальной школы составляет менее 2-3 часов, то можно подумать о том, чтобы снять детей с последних уроков, а то и вовсе пропустить все занятия. Перегрузка опасна, в частности, тем, что у детей может пропасть желание к обучению, снизятся способности усваивать материал.
- «Хочу», а не «надо». Кино, музеи, театр и прочие развлечения, до которых нужно ещё добраться, также оборачиваются дополнительной нагрузкой для детей. К тому же, они искренне должны сами хотеть туда попасть, а не потому, что «нужно». Поэтому такие мероприятия должны быть достаточно редкими, чтобы это «хочу» вызрело в сознании ребёнка до внятного осознанного высказанного им пожелания. Пары раз в месяц на практике вполне для этого достаточно. Совершенно не обязательно истратить выходной на «выход в свет», часто более верным решением является побыть дома или пойти, например, на каток, если погода и настроение будут подходящими.
- Одно занятие в день. Стараясь не перегружать выходных, можно планировать на каждый их день не более одного занятия. Не так, чтобы утром каток, днём гости, а вечером кино, а что-то из этого одно. Зато появится много свободного времени и выходные станут настоящим отдыхом, а не таким же загруженным и изматывающим временем, которым является остальная неделя.
Если кому-то из родителей придутся по душе такие правила, то у их детей появится такое сладкое время, называемое ничегонеделанием, когда не надо их ничем занимать, хотя на самом деле оно органически необходимо человеку любого возраста, когда он может побыть наедине с самим собой. А дети могут побыть детьми, что важнее пятёрок и спектаклей.
Эта идея легко реализуется, тем более что дети всегда проявляют любопытство к миру, а к достижению важных для себя целей готовы проявить настойчивость.