Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей

Тревогу у родителей нередко вызывают такие проявления у детей, как излишняя активность, несобранность, робость, замкнутость, плаксивость или, наоборот, агрессивность. Ранее радостный и уравновешенный ребёнок вдруг превращается в беспокойного и конфликтного. Так выражается психоэмоциональное напряжение, которое само является следствием скрытой пока от родителей детской проблемы.
Как в такие моменты помочь ребёнку? Правильнее всего будет научить его помогать себе самому, иными словами, открыть методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей. Некоторые из этих упражнений он сможет выполнить сам, а в других помочь ему должны взрослые. Эти методы уже испробованы на большом количестве детей, которые научились успешно ими пользоваться. Ребёнок и сам многое может, а родителям важно успокоить его и понять.

Для детей старше 4 лет

«Спаси птенца»

Пусть малыш представит, что в его руке находится беспомощный птенец, и вытянет руки вверх ладонями. Затем «птенца» нужно согреть – осторожно по одному пальчику сложить ладони, спрятав птенца в них, согреть его своим спокойным дыханием, приложив руку к груди, передать птахе доброту своего сердца. После нужно раскрыть ладони, чтобы птенец радостно вспорхнул, и улыбнуться – ведь он ещё вернётся.

 

«Солнечный зайчик»

Сказать малышу, что в его глаза заглянул солнечный зайчик. Пусть он закроет их, тогда зайчик побежит дальше – по лбу, носу, щекам, рту, шее, животу, рукам и ногам, пока не спрячется за шиворотом. Он так играет, любит и ласкает малыша, пусть и тот его погладит и подружится с ним.

 

«Торт»

Пусть малыш ляжет на коврик среди сверстников. Мама ему скажет, что из него сейчас будут делать торт. При этом другие дети – участники игры будут играть роли муки, сахара, масла и молока, а мама будет поваром. Вначале необходимо замесить тесто. Первой идёт «мука», которая «посыпает» лежащего ребёнка – слегка его пощипывает и массирует. Следующим следует «молоко», которое «разливается» по телу руками и ласково его поглаживает. Потом в дело вступает «сахар», «посыпающий» тело, а затем чуточку «соли», которая лёгкими движениями едва прикасается к голове и конечностям ребёнка.
Затем «повар» начинает замешивать тесто, разминая тело уже более основательно. После тесто отправляется в печь, где поднимается – в этот момент лежит спокойно и дышит ровно, а вместе с ним и все его составляющие «ингредиенты». Выпеченный торт нужно украсить розочками из крема – все игроки по очереди касаются «торта», даря ему свой цветок и заодно описывая его. После этого «повар» угощает всех актёров действа небольшим кусочком «торта», а самые лакомые кусочки достанутся друзьям и родителям.
Маме важно наблюдать за эмоциями на лице «торта», ведь смех и удовольствие во время этого сделают упражнение ещё более эффективным.

Растяжка «Лучики»

Малыш садится на пол, а взрослый предлагает ему по очереди расслаблять и напрягать всё, что у него слева (плечо, руку, бок, ногу), а затем то же самое повторить с правой стороной.

 

Растяжка «Снеговик»

Ребёнок стоит на ногах, представляя себя недавно вылепленным снеговиком. Подобно замёрзшему снегу он должен напрячь всё тело. Потом наступает весна, солнышко начинает пригревать, а снеговик – таять. Вначале тает (повисает) голова, потом плечи, расслабляются руки и так до самых ног. В конце концов, «снеговик» медленно шлёпается на пол, превращаясь в «лужицу воды».

 

Для детей старше 5 лет

 

«Взять себя в руки»

Сказать малышу, что когда он начнёт чувствовать беспокойство, появится желание что-то бросить, кого-то стукнуть, то есть отличный способ противостоять этому – нужно обхватить локти ладонями и что есть мочи прижать к груди руки – это поза выдержанного человека.

 

«Врасти в землю»

Предложить ребёнку крепко стиснуть зубы, сжать кулачки, изо всех сил надавить на пол пятками и представить себя крепким, могучим деревом с мощными корнями, которому не страшны никакие бури – эта поза уверенного человека.

«Ты – лев»

Пусть малыш закроет глаза и представит могучего, спокойного, уверенного в себе и мудрого льва, который свободен, горд и красив. А потом пусть представит, что он и есть тот самый лев.

 

«Проснись, третий глаз!»

Объяснить ребёнку, что люди видят не только глазами, есть и третий глаз, в котором содержатся спокойствие, выдержка и мудрость. Пусть малыш вытянет и напряжёт указательный палец, а затем коснётся им над носом между бровей – там и находится третий глаз – глаз мудрости. Пусть он его помассирует, призывая проснуться несколько раз.

 

«Сбрось усталость»

Пусть малыш встанет, широко расставив и слегка согнув в коленях ноги, наклонится вперёд, свободно опустив руки и распрямив пальцы, прислонив к груди голову с приоткрытым ртом. В такой позе нужно немного покачаться вперёд-назад и влево-вправо, после чего резко встряхнуть головой, телом и конечностями. Так он может стряхивать с себя усталость.

 

«Заряд бодрости»

Пусть малыш сядет свободно, вытянув руки вперёд, а также большой и указательный пальцы. Этими пальцами нужно взяться за кончики ушей, положив один сверху уха, а второй снизу. Далее этими пальцами нужно помассировать уши 10 раз в одну сторону и столько же в другую, одновременно приговаривая «Ушки, ушки слышат всё». После этого руки нужно опустить и потрясти ладонями. Затем нужно выпрямить указательный палец и поставить его над носом между бровей и помассировать эту точку, приговаривая «просыпайся, третий глаз!», и потрясти ладошками.
Сложенными в горстку пальцами руки нужно нащупать ямку в нижней части шеи, положить туда руку и по 10 раз в каждую сторону помассировать её, приговаривая «Я дышу, дышу, дышу!».
Внимание! Взрослому при этом упражнении важно следить за силой нажима на важные для жизнедеятельности точки и убеждаться, что они найдены правильно.

 

«Думай и дыши красиво»

Ребёнку нужно подсказать, что в момент, когда он разволновался, он может попробовать спокойно и красиво дышать. Нужно закрыть глаза, сделать глубокий вдох и про себя сказать «Я лев», затем выдохнуть, снова вдохнуть и сказать «Я птица», затем также после вдоха и выдоха произносить «Я камень», «Я цветок», «Я спокоен», после чего выдохнуть в последний раз. Так за этим занятием ребёнок незаметно для себя успокоится.

 

«Стойкий солдатик»

Объяснить ребёнку, что когда он сильно взволнован и никак не может успокоиться, то он может встать на одну ногу, подогнуть другую в колене, а руки опустить по швам. Пусть он представит себя стойким солдатиком, стоящим на посту, отважно несущим свою службу, оглядывается вокруг, наблюдая за происходящим поблизости, кто что делает и кто нуждается в помощи. Затем нужно поменять ноги и вглядеться ещё пристальней – эта поза настоящего защитника.

 

«Замри!»

Когда малыш слишком расшалится и вызовет недовольство взрослых, пусть он скажет себе мысленно «Замри!» пусть посмотрит, что вокруг делают домочадцы, подыщет интересное занятие для себя или подойдёт к кому-нибудь с просьбой поиграть. Наверняка кто-то согласится, и тогда малышу не будет скучно.

«Сломанная кукла»

Сказать малышу, что хотя игрушки порой и ломаются, но им можно помочь. Пусть ребёнок изобразит куклу с оборванными приводящими ниточками головы, тела, рук и ног. С такой разболтанной никто не хочет играть. Теперь же нужно понемногу укреплять и подтягивать верёвочки, посадить правильно голову на шею, расправить плечи, подышать ровно, выпрямить руки и ноги. Теперь кукла снова стала красивая, и все захотели с ней играть.

 

«Гора с плеч»

Если малыш устал и хочет прилечь, но ему нужно что-то ещё сделать, он может «сбросить гору с плеч», расставив ноги, а плечи вначале поднять, потом отведя назад опустить. Если повторить это упражнение 5-6 раз, то сразу можно почувствовать облегчение.

 

«Портрет»

Ребёнка нужно усадить возле взрослого, изображающего художника. Другие дети будут красками: белой, синей, жёлтой, красной, зелёной и т. д. «Художник» объявляет, что собирается писать портрет, касается лица малыша, и спрашивает у него, какую форму лица нарисовать. Побольше, поменьше или как есть? Ребёнок делает выбор. Затем художник спрашивает, какие делать глаза – маленькие, большие или как есть – и одновременно рисует контур глаз.
Спрашивает, какого они должны быть цвета, а ребёнок снова решает. Тогда «художник» прикасается к выбранной «краске» своей кистью и изображает, что переносит её на лицо малыша. В аналогичном плане рисуются другие детали лица, а также волосы и уши. Можно смешивать «краски», чтобы на ребёнка попала частичка каждой «краски». Наконец, портрет готов, и все дружно им любуются.
Если ребёнок упорно хочет изменить детали своего портрета, уходя от их настоящего вида, то это говорит о недовольстве им собой, желании измениться.

 

Релаксация «Огонь и лёд»

Упражнение предназначено на элиминацию импульсивности, развитие мышечного контроля. В нём применяется чередование напряжения и расслабления мышц всего тела. Упражнение выполняется лёжа. Когда взрослый произнесёт «Огонь», дети начинают интенсивно двигаться всем телом, при этом каждый из них произвольно выбирает для себя степень интенсивности и плавности движений. Когда следует сигнал «лёд», все должны застыть в той позе, в которой находились, изо всех сил напрягая всё тело. Так эти команды чередуются, при этом время продолжительности состояний взрослый может произвольно изменять. 

©


Вам также может быть интересно:


Сохранить и поделиться: