Переходный, трудный возраст – такими названиями мы обычно обозначаем кризис подростковых изменений. Это нелегкое время как для ребенка, так и для его родителей – в этот период происходят самые тяжелые конфликты, которые могут повлиять на дальнейшие отношения в семье. Что же происходит с подростком, как протекает подростковый кризис и зачем он нужен? Рассказывает детский психиатр и кандидат медицинских наук Ирина Лабутьева.
Что такое подростковый кризис?
Это затяжной период от 11-12 до 17-18 лет, критически важная фаза развития личности, ее трансформация на физиологическом и психологическом уровне, постепенный переход от детства к взрослости.
Ключевой пусковой механизм подросткового кризиса – физиологические изменения, так называемый пубертатный период:
- Начинают вырабатываться половые гормоны
- На фоне гормонального всплеска меняется внешний вид, строение тела, появляются вторичные половые признаки
- На фоне перестройки организма изменяется и может нарушаться работа внутренних органов: легких, сердца, головного мозга
Стадии и симптомы подросткового кризиса
Существуют различные классификации стадий протекания подросткового кризиса. Мы же рассмотрим этот вопрос с точки зрения цели – зачем конкретно ребенку нужен кризис, какую роль он играет в его жизни.
10-12 лет – отделение от родителей
Это ранний этап, его также можно назвать «предвестником» подросткового кризиса в привычном нам понимании.
На этой стадии ребенок сталкивается с двумя проблемами:
Начало изменений в теле и самочувствии. Голос и черты лица постепенно меняются, тело быстро растет – и ребенок вынужден постоянно адаптироваться к «новому себе». Он не с трудом и удивлением узнаёт себя в зеркале и на фотографиях, ему приходится заново учиться управлять новыми габаритами тела – координация движений ухудшается.
Примечательно, что с этого периода начинаются изменения в работе мозга. У ребенка каждую секунду исчезают примерно 30 тысяч синапсов (точек контакта между клетками мозга – нейронами), а на их место приходят новые. Из-за этого меняется скорость мышления, могут нарушаться концентрация внимания и память.
Изменение отношений с родителями. Другое название этого этапа – сепарация. Ребенок начинает испытывать потребность в психологическом отделении от родителей. Они перестают быть важными внутрипсихическими фигурами – ребенок начинает подвергать их авторитет сомнениям, «прощупывает почву» в поисках собственного отдельного Я и его границ. В то же время личные желания усиливаются и приобретают больший вес.
12-14 лет – индивидуализация
На этом этапе ребенок, по сути, отвечает на вопросы: «Кто я? Какой я?»
Зачастую именно в этом возрасте происходит масштабный всплеск половых гормонов. Изменения предыдущего этапа усиливаются. А половые гормоны серьезно влияют на настроение – эмоциональный фон крайне нестабилен, ребенку тяжело себя контролировать и понимать, что он чувствует.
Все эти изменения раздражают, сильно пугают – отсюда и повышенная агрессивность, несдержанность ребенка.
Кроме того, у подростка продолжается сепарация от родителей. И агрессия играет в ней важную роль – с ее помощью легче всего дистанцироваться. Поэтому ребенок использует удобные инструменты: бойкот, непослушание, атака на требования, манипуляции и даже символическое «убийство» образа родителя – например, удаление его из списка друзей в социальных сетях, удаление номера в телефоне и бойкотирование звонков.
Ребенок прощупывает и осознает свои личные границы, личное пространство – и границы своих родителей, окружающих людей. Он выделяет свое «Я».
При этом подросток все еще зависим от родителей, он не готов к полноценной самостоятельности. Поэтому агрессия периодически сменяется регрессией – психологическим возвратом к раннему возрасту. Подростку страшно, он чувствует себя беспомощным, его одолевают страхи и тревоги – поэтому он обращается к родителям за поддержкой, ищет принятия.
И здесь его подстерегает опасность. Под воздействием страхов, неуверенности и внешнего подавления он может начать полностью подстраиваться под волю родителей, искать «безопасное убежище».
В этом случае для родителя подростковый период протекает на удивление мягко и спокойно – ребенок послушен их воле, никак не проявляет себя, не конфликтует.
Но затяжная инфантильная позиция чревата двумя проблемами в будущем:
Поздний кризис. Отсроченные изменения бурно проявляются в 17-18 лет и позже, ребенок задается вопросом «Кто я?», когда ему уже необходимо решать более серьезные задачи при помощи найденного ранее «Я».
Взрослый инфантилизм. Человек взрослеет физически и социально, но так и остается на уровне психологического развития ребенка. Именно такие дети в будущем подолгу живут с родителями и боятся строить собственную жизнь, советуются с родными по любым поводам, не могут принимать самостоятельные решения.
14-17 лет – образование социальных связей
На этом этапе ребенок задается вопросами «Кто со мной? С кем я?»
Он ищет свою новую роль уже не только в кругу семьи, но и во внешнем социуме.
И здесь у него проявляется потребность в сопричастности. Он ищет единомышленников, нуждается в принятии какой-то группой людей.
Именно на этом этапе подростки начинают интересоваться различными субкультурными движениями, ищут кумиров и находят единомышленников среди их фан-базы, или же попадают в «плохие компании». Все эти группы людей дают ребенку чувство принадлежности, сопричастности, помогают идентифицировать собственное «Я» через внешнюю социальную жизнь.
Этот период обычно связан и с первой серьезной влюбленностью. Подросток находит себе партнера – и этот человек как бы «отражает» его, помогает осознать и проявить свои желания, предпочтения, взгляды на мир.
Но это все еще ребенок – поэтому он испытывает огромную потребность полностью и безраздельно обладать другим, иметь любовь (или близкого друга) полностью и безраздельно для себя. Ведь этот человек сейчас – весь мир, на нем сосредоточены и через него раскрываются все личностные проявления ребенка.
Отсюда – повышенная ревнивость, особая чувствительность даже к «пустяковым» ссорам, а также преувеличенное эмоциональное реагирование на разрыв. Завершение отношений ощущается как полный крах жизни, ведь у ребенка исчез «ключевой объект» его «вселенной».
17 лет – 21 год: принятие своей личности, социальная интеграция
Если предыдущие этапы проходят без заминок, этот период становится моментом «выдоха».
Ребенок уже не спрашивает, он осознаёт: «Ага, так вот кто я! Вот зачем я! Вот куда я иду!»
На этом этапе подросток закрепляет представление о себе как о личности и свою социальную принадлежность, осознаёт свои потребности и стремления, выбирает жизненный путь.
Но это все еще одна из частей подросткового кризиса, и у нее есть свои проблемы. Так, у ребенка проявляются страхи и сомнения относительно будущего. Он не уверен в своем выборе полностью, ему нужна поддержка. При этом ее очень сложно и страшно получать – ведь подросток хочет, чтобы к нему относились как к «взрослому». Возникает конфликт приближения-отдаления с родителями.
Ребенок хочет близости, испытывает в ней большую потребность – но уже на своих условиях, в качестве отдельной личности.
Конечно, указанные в статье возрастные категории изменчивы – период гормонального развития зависит от индивидуальных особенностей, поэтому возрастные рамки могут незначительно отличаться.
Теперь мы знаем, что именно происходит с ребенком во время подросткового кризиса.