Хочу привести пример из практики.
На приеме мама и девочка около 4-5 лет, точно возраст уже не помню. У мамы жалобы на подкашливание, заложенность носа у дочки, боль в горле. Орошает горло антисептиком, промывает нос, но подкашливание остается. ОРВИ было неделю назад, но прошло. Остается подкашливание.
Смотрю ребенка — прекрасная девочка, красивая, смотрит на меня голубыми глазами и я спрашиваю: «Что у тебя болит?» Девочка отвечает: «Горлышко болит… »
Смотрю горло — нет гиперемии (покраснения), нет налетов. В легких дыхание хорошее.
«Как же так, -говорю, — А горлышко-то у тебя не красное… » И про себя удивляюсь… Чему же там болеть.
«Скажи, как оно болит? Тебе больно кушать, глотать?»
«Нет, я кушаю не больно… Вроде не болит» — отвечает девочка, задумавшись.

«Почему же ты говоришь, что болит? » — продолжаю расспрос.
«Вот мне мама прыскает на горлышко, и значит оно болит!» — неожиданно говорит девочка.
Этого мы с мамой никак не ожидали. Оказывается, у девочки сложилась причино-следственная связь, что если мама прыскает в ротик и говорит: «Тебе надо лечиться, чтобы горло не болело», значит горло и болит. Хотя самого ощущения боли и нет!
Мы даже засмеялись, потому что сразу рассеялись сомнения мамы насчет затяжной ангины. И стало понятно, как дети доверяют родителям. Как искренне верят им, даже иногда больше, чем своим ощущениям.
Это я о чем: каждый раз, когда мама дает ребенку конфету со словами: «Сладкое тебе нельзя, нельзя много, будешь чесаться», ребенок действительно в какой-то момент может начать чесаться, поверив абсолютно истинным для него словам родителей.

©


Вам также может быть интересно:


Сохранить и поделиться: