У маленьких детей, вплоть до младшего школьного возраста одним из наиболее распространённых является страх темноты. Впрочем, и многих взрослых пугают тёмные улицы и коридоры. В темноте и правда есть нечто таинственное, инфернальное, поэтому с нею и ночью многие люди связали различные страшные легенды и поверья. Особенно развит страх темноты у тех народов, которые оказались на обочине развития цивилизации. Дети же намного сильнее взрослых подвержены воздействию архаических страхов, поэтому у некоторых из них темнота вызывает настоящий панический ужас. По этой причине нельзя насильно заставлять боящегося темноты малыша засыпать в тёмной комнате – только если он сам не против этого.
Впрочем, многие родители считают, что для детей гораздо вреднее ежевечернего стресса от темноты сон при включённом освещении. Да многие и не считают пребывание в темноте настоящим стрессом, и стремятся приучить к этому ребёнка. Зато, когда тот потом раскрывается на сеансе у психотерапевта, живописуя чудовищ, населяющих темноту, то эти рассказы впечатляют и самих родителей. Волю ребёнка нельзя насиловать темнотой, но вместе с тем, её страх нужно преодолевать. Гораздо мягче это можно сделать с помощью специальных игр для коррекции страха темноты у детей.
«Зверушки в норке» (для 3-4-летних детей)
Нужно при включённом свете забраться с малышом в постель, накрыться одеялом и начать там рассказывать. Пусть он представит, что они с мамой маленькие зверушки, которые сидят в своей уютной норке. На улице холодно, темно, воет ветер, идёт дождь, а в норке – уютно, тихо, тепло. И сюда никакой незваный гость не заберётся – стены у норки толстые, поэтому её обитателям никто не страшен. Всё это следует говорить спокойным убаюкивающим голосом, чтобы малыш постепенно расслабился и заснул. Утром можно разыграть сценку, как в норку к зверушкам пытается проникнуть волк, но те его смело прогоняют (малыш также может иногда примерить на себя роль волка). Но вечером к этому сценарию не стоит обращаться, чтобы не перевозбудить малыша.
«Бобры» (для 3-6-летних детей)
В этой игре охотник пытается поймать бобра, роль которого отведена малышу. Бобёр должен прятаться под накрытым свисающей до пола скатертью столом и сидеть там до тех пор, пока охотник не уйдёт, после чего можно вылезать наружу. Время нахождения в темноте следует постепенно увеличивать. А бобёр должен не просто прятаться, а подумать о том, какой отпор он может дать агрессивному охотнику, защищая своё жилище.
«Кто притаился в темноте?» (для 4-8-летних детей)
Эту игру можно использовать на занятиях по психокоррекции. Если в ней будут участвовать несколько детей, то игра получится намного оживлённее. Ребёнок должен лечь на кровать и притвориться спящим. На первых занятиях свет можно выключать понарошку, но потом это следует делать по-настоящему. Итак, в темноте малышу почудилось какое-то косматое чудовище. Он хочет закричать, дрожит от страха, хочет позвать маму, но овладевает собой, поднимается и включает свет. Тут-то и выясняется, что чудовищем был симпатичный котёнок (которым может быть другой переодетый ребёнок или соответствующая игрушка).
Для детей старше 6 лет игру можно несколько усложнить, например, ребёнок жестами попытается изобразить померещившееся ему в темноте чудовище, а другие дети попытаются угадать, кого он имел в виду. Другой вариант – называть только первую и последнюю букву названия этого монстра. Отгадавший первым ребёнок награждается баллами.
«В тёмной норе» (для 4-5-летних детей)
Два приятеля – зайчонок и утёнок отправились на прогулку. Но по дороге они встретили лису, которая заманила их в свою нору, пообещав что-то вкусненькое. Когда они подошли к лисьей норе, то та открыла перед ними дверь, предложив зайти внутрь первыми. Но стоило им перешагнуть за порог, как хитрая лиса захлопнула дверь и накинула крючок. Лиса стала смеяться, что ловко провела друзей и сказала, что теперь пойдёт за дровами, чтобы развести в очаге огонь, вскипятить воду в котле и сварить там бедолаг. Они сами и станут тем вкусным угощением. Оказавшиеся в темноте лисёнок и утёнок поняли, что попали в западню. Пока утёнок плакал и безуспешно звал маму, зайчонок продолжал думать, пока не придумал прокопать подземный ход, что и предложил утёнку. В результате активной работы в конце норы сначала появился маленький просвет, который рос, пока друзья не смогла выйти на волю. Обрадованные зайчонок и утёнок побежали по домам. А вернувшаяся с вязанкой дров лиса, когда открыла дверь темницы, была сильно удивлена, никого там не обнаружив.
В этой игре норой может быть лишённое окон помещение (кладовка, прихожая и т. д.). Подземный ход дети могут рыть, просто скребя ноготками по двери, а взрослый с другой стороны некоторое время спустя начинает понемногу приоткрывать дверь. Если в игре участвует один ребёнок, то он может либо озвучивать обе роли, говоря на разные голоса, либо взять в помощь себе соответствующую мягкую игрушку, либо вовсе действовать в одиночку.
«Кукольные прятки» (для 4-6-летних детей)
В этой игре прятаться предстоит не детям, а игрушкам, причём, одни будут прятаться в освещённом месте, а другие – в тёмном (вечером это может быть освещённая ночником комната, а днём – с плотно занавешенными шторами). Важно иметь в виду, что за найденную в темноте игрушку начисляется больше баллов, чем за спрятанную в освещённом месте. Поначалу ребёнку можно подыгрывать, кладя игрушку на видном месте в тёмной комнате.
«Смелый разведчик» (для 5-8-летних детей)
В эту игру взрослый может играть либо с одним ребёнком, либо с целой группой. Лучше этот эпизод про храброго разведчика вплести в масштабную игру в войну, так это получится более интересно. Итак, ребёнку дают приказ отправиться ночью в разведку. В комнате, в которой царит полумрак нужно разложить вражеское оружие, которое «разведчик» должен пересчитать и доложить своему командиру, за что тот наградит его медалью.
Игры с фонариком
Если ребёнок привыкнет к неяркому уличному освещению, то ему легче будет воспринимать и слабо освещённые помещения. Игру можно устроить в полутёмной комнате, в которой немного приоткрыта дверь. В сценарии игры наступает ночь, а застигнутые ею врасплох путешественники должны будут в темноте искать дрова для костра (ими могут быть кубики или любые другие условленные предметы). В спальне должны быть 1-2 карманных фонарика. Их нужно зажечь и прикрыть обувной коробкой, которую при необходимости можно приподнять, а дверь в спальню закрыть.
С помощью фонарика будет намного проще ориентироваться в пространстве, а также координировать собственные движения ребёнка, поскольку ему придётся научиться направлять пучок света в нужную сторону и удерживать его на цели.
С фонариком можно попробовать несколько игр:
- Удерживая фонарик в руке, быстро вращать последней, чтобы было похоже на ветряную мельницу.
- Освещать пространство над собой, впереди и по бокам от себя, присаживаясь на корточки и ползая на четвереньках.
- Смотреть на эффекты, получающиеся, когда фонарик приближается или удаляется от стены – круг его света будет то уменьшаться, то увеличиваться.
- Подвести ребёнка к зеркалу, навести свет фонаря на свою руку, ногу, лицо, а затем предложить ребёнку проделать то же самое. Перед зеркалом можно долго увлечённо гримасничать, освещая под разными углами лицо.
- Можно устроить импровизированный театр теней – растянуть простыню, зайти за неё и, светя на неё через себя фонариком, создавать на ткани различные силуэты. Пусть ребёнок угадает, какие движения совершает взрослый. Потом можно это предложить проделать самому ребёнку.
По мере того, как ребёнок будет привыкать к темноте, можно прибегать и к другим играм для коррекции страха темноты у детей. Например, заняться в полутёмном помещении танцами, свет в него будет проникать либо через неплотно закрытую дверь, либо от луча фильмоскопа, настольной лампы, смартфона. Можно попробовать танцевать под быстрые и медленные мелодии, прерывая музыку минутными паузами тишины. Можно устроить неподвижный источник света на полу либо использовать подвижное освещение.