Именно такие комментарии я получаю от многих читателей. Часто они сопровождаются негативом: «Я делала всё так, как вы советовали, но толку ноль«, «увидела хороший заголовок, зашла к вам, думала, что решу, наконец, все проблемы, но была разочарована. Никакие советы моему не помогают«, «Ничего не работает на моем бездаре«, «сделала всё, как вы говорили, а всё равно мой получил двойку за диктант. Отписываюсь».
Вы ищите решение проблем с учёбой в интернете? Бездумно используете приёмы и методы из полученной информации? А причину ваших проблем понимаете? Почему ребенок не хочет учиться, и что мешает ему получать хорошие отметки вместо плохих? Надо работать над причиной, а не пользоваться подряд советами, написанными по большей части для здоровых, среднестатистических школьников. Ведь причин плохой учёбы может быть много, и каждую из них решать надо отдельно:
- логопедические, дефектологические причины
- нейропсихологические
- психологические
- нарушение внимания и памяти
- ослабленное здоровье
- особенности нервной системы
- недостаточная квалификация учителя
- перегрузка, усталость
- несовершенство образовательного процесса
- социальные причины, семейные проблемы
И этот список можно продолжать другими причинами. Обычный родитель навряд ли может со 100% вероятностью диагностировать у своего ребенка дисграфию, дизартрию или нарушение работы участков мозга. Не может он повлиять и на устоявшуюся систему образования в школах. А не будет решена основная причина неуспеваемости, не будет и никаких результатов.
Бывает, ребенок занимается с репетиторами, логопедами и даже с нейропсихологами. Занимается годами, а результатов нет. Плохие специалисты? Слишком серьёзная проблема? Или ребенок просто не хочет ничего менять и не понимает, зачем ему это всё нужно. Репетиторы и хорошие отметки нужны маме, а не ему.
В этом случае у ребенка совокупность разных проблем, они решаются, но что-то главное всё равно упускается. Возможно, мотивация самого ребенка.
Что же делать, когда репетиторы и другие методы не помогают
Во-первых, перестать расстраиваться и переживать. Это плохо влияет на здоровье и психологическое состояние родителя и ребенка. Чем больше мама нервничает и ругается из-за учёбы, тем хуже для школьника.
Есть очень мудрые слова, которым стоит следовать в этой ситуации:
Если не можешь изменить ситуацию — измени своё отношение к ней
(Слова Станислава Ежи Леца (1909 – 1966), польского поэта, философа, писателя-сатирика и афориста).
Для себя прямо сейчас ответьте на вопрос:
Вы любите своего ребенка только за его оценки?
Если да, закрывайте статью. А если нет, то поменяйте своё отношение к его проблемам. Жизнь — это не только двойки, отвратительный почерк и нежелание читать учебники. Школа — это не центр Вселенной, а учёба — не глобальный смысл нашей жизни.
Просто надо смириться со сложившейся ситуацией, перестать нервничать. Продолжайте жить, не разрушая себя и своего ребенка.
Я не говорю, что надо полностью махнуть рукой на учёбу ребенка, нет. Надо просто поменять своё отношение. Ну не будет отличником, и что? Ну не будет он математиком, зато красиво рисует или поёт. А увлечение играми и приложениями на телефоне, возможно, откроют в нём хорошего программиста. Не надо искать во всём что-то плохое и не надо ругать и обзывать ребенка, уйдите от этого.
Пройдёт время, и вы сами увидите, как легко стало жить без всего этого негатива. Увидите, как поменяется ваш ребенок и ваши отношения в лучшую сторону.
Как это помогает на практике
У меня была ученица, родители которой попросили меня подготовить её к ВПР, подтянуть русский язык и поработать над её мотивацией, так как она не хотела учиться. Со знаниями, подготовкой и объяснением тем мы справились довольно быстро. А вот мотивация оказалась большой проблемой. Девочка хотела гулять после школы, а не идти домой делать уроки. А ещё любила читать книги больше всего остального. Из-за этого были проблемы с выполнением домашних работ. Родителей это беспокоило настолько, что они запрещали дочери гулять и убирали все книги с ее комнаты.
Я видела в своей ученице практически вымершего динозавра: ребенок читает книги и гуляет на улице, а не сидит целыми днями в телефоне, как все ее сверстники. Честно, я не видела у нее проблем. То, что родители запрещали, то было желанно для нее ещё сильнее, поэтому и желание учиться уходило на второй план.
Я посоветовала родителям поменять своё отношение к этой ситуации. Пусть ребенок гуляет перед уроками, на свежую голову легче соображается. Пусть ребенок читает книжки, это ему не навредит, а наоборот, в какой-то степени обогатит словарный запас и повысит грамотность. Возможно, девочка станет великой писательницей. Про уроки, конечно, забывать нельзя, но и запрещать дочке делать то, что ей нравится, тоже нельзя.
Родители неохотно, но своё отношение к урокам дочери всё же поменяли. Нервов стало меньше. В результате девочка стала учиться лучше, напряжение ушло, слова «не хочу в школу» ушли из её лексикона.
Всё, описанное в статье, — это мой личный совет. Не педагогический, а материнский и человеческий. Вы вправе не соглашаться с ним.
И помните: автор статьи не виноват в ваших проблемах.
Успехов вам в учёбе!