
Неисчерпаемым источником контента для меня являются родительские форумы и группы. Из свежего — вопрос одной мамы, который в свое время задавала в соцсетях и я. Он звучит так — Посоветуйте детский садик для ребенка трёх лет, в котором нет занятий.
Большинство отвечающих были, как минимум, до крайности изумлены, как максимум — обвиняли маму в недалекости ума.
А как вы в школу идти собираетесь???
А зачем тогда вам вообще сад???
Вы что, вообще никогда ребенка ничему учить не собираетесь?
Чем вам занятия не угодили?
А одеваться и есть ложкой тоже учить не будете???
Слушайте, как же без детских садов человечество выжило, а? Прямо как в песне — Весь лохматый и в шкуре звериной он являлся бы в гости с дубиной. Если б не было, если б не было, если б не было занятий в садикеее… Как есть училось, как одеваться, как… А что ещё КАК — честно, даже придумать не смогла. Чему такому необходимо учить ребенка дошкольного возраста именно в формате занятий? Стол, стульчик, МарьИванна. Смотрите, дети, это ложка, ей едят? В три года дети обычно в курсе. И никто до трёх лет занятий на тему «Ложка и ее использование» — точно не проводил, обошлись как-то. Обошлись — а он в курсе, ну надо же.
Смотрите, дети, это ромашка? Тоже обычно в курсе. А если нет — будет в курсе через пару лет. А кто-то всю жизнь ромашку от одуванчика не отличает, и ничего, живёт как-то.
Смотрите, дети, вот красный цвет? И тут незадача — тоже знают обычно.
Вот ромб? А этого могут не знать, да. Тогда другой вопрос — зачем это знать в три года? Ромб, квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник. Всего шесть фигур. В три года не в курсе, в шесть обычно будет знать почти все, при том, что ни разу не присутствовал ни на одном занятии, этим фигурам посвященном. А те, которые не знает — пару раз назовёте и вуаля — знает.
Вот три яблока, найди цифру три? А это уже программа первого класса школы, стоп. Не задача трехлетнего возраста. И в обычных садиках, дети из которых идут потом в обычные школы, этих задач перед детьми не ставят.
Что ещё? Рисование, лепка? Взяли одинаковые кусочки… Скатали одинаковые колбаски… Вот, дети, это пушка с ядрами!
Нужны ли детям эти технические навыки? В принципе да. Мелкая моторика, опять же, тоже вещь нужная. Вот только сколько там этих технических навыков? Тоже не слишком много. И есть ли творчество в этих пушках по образцу? Сомневаюсь.
Музыка, физкультура? Ну… К этим двум я наиболее лояльна. Но тоже — действие по образцу хорошо воспитывается. Творчество — не думаю. А рисование, музыка — все же про творчество. Что же до физкультуры — по мне, просто детская площадка для выгула группы поразнообразнее — и проблема практически решена. Дети сами прекрасно бегают, прыгают, ползают и лазают.
Естественно, если ребенка привести в пустую комнату, в которой нет ни бумаги, ни красок, ни спортивных снарядов, ни конструкторов — вряд ли он чему-то научится там. А если в этой комнате будут в свободном или хотя бы в определенное время свободном доступе материалы для творчества и конструирования, и рядом — увлеченный СВОИМ творчеством взрослый, который вообще ничего детям не навязывает, а просто рисует и лепит сам — такой процесс обучения будет гораздо более эффективным.
На таком подходе — взрослый творит, ребенок рядом, богатая среда — основаны орф-занятия, игра в глину, свободное рисование и так далее. На подобные занятия в Москве попасть нетрудно, их реализуют многие детские клубы. В детских садах такие занятия тоже бывают, как правило в вальдорфских. Почему так не занимаются с детьми в садах обычных? Ответ, в общем-то, на поверхности. Какая там богатая среда, когда их 30 человек, и они в этой самой среде МарьИванну и закопают? Плюс общая ригидность. Всегда так было, всегда так будет, ишь чё удумали.
Хотя, на самом деле, не всегда, а лишь лет 50 максимум как. До этого столетиями человечество дошколят вообще не трогало. Лишь к хозяйству привлекало, если была в таковом необходимость. Лет в 8 — гимназия, либо гувернер, наставник, если сословие повыше. До восьми — просто общение. Просто быт. Просто среда. С восьми лет дети высшего сословия стремительно вырывались вперёд по образованности. До восьми — все были примерно одинаковы. Ну, возможно, Николай из дворянской усадьбы лучше чесал языком, чем деревенский Прошка, зато Прошка коня уже в шесть лет седлает. И оба — совсем не дураки, и ложку в ухо не несут.
Вот не случайна эта цифра — 8 лет. Примерно в 7-8 лет наступает то время, когда ребенок гораздо больше получит от МарьИванны (дети, смотрите) — чем просто в общении. От МарьИванны, из обучающих видеороликов, из книг. С семи-восьми лет — время прямого обучения, время МарьИванны. С пяти — отдельные элементы этого самого прямого обучения. В три года — неэффективно, совсем. Быт, общение.
Ставим на стол столько тарелок, сколько человек в семье. Ух ты, какое КРАСНОЕ яблоко. Хи-хи, ТРЕУГОЛЬНАЯ печенька. Там написано — МЕТРО.
Если с маленьким ребенком просто жить — он будет знать ровно столько и даже больше, сколько и усердный ученик МарьИванны. Так стоит ли напрягаться?
А вот ценность детской свободной игры в богатой среде — очень несправедливо преуменьшена. Впрочем об этом я писала много раз, и повторяться мне не хочется. И желание уже многих мам ригидную систему слегка покачать, выискивая для своих детей детские заведения, культивирующие свободную игру и общение — вполне понятно.