Требования к выпускнику начальной школы содержатся в федеральном государственном образовательном стандарте — ФГОС. Не считая знаний по программе, ребенок должен иметь 10 личностных качеств и 16 универсальных умений. Онлайн-школа «Фоксфорд» выяснила, что из этого поможет адаптироваться в 5-м классе и как быть, если школа этому не научила.
Быстро писать
Ребенок, который не поспевает за темпом подачи материала, начинает отставать по учебе. Неторопливые диктанты остались в прошлом, теперь нужно быстро записывать на слух и копировать тексты с доски в тетрадь.
Чтобы писать под диктовку, надо понимать, о чем вообще идет речь.
Чтобы натренировать навык восприятия речи на слух и умение быстро фиксировать речь на бумаге, существует простое упражнение. Предлагаем обратиться к аудиокнигам, для начала — к сказкам для самых маленьких, которые звучат в медленном темпе. Ребенок включает «Курочку Рябу» на смартфоне и записывает историю с голоса диктора в течение 2 минут.
Пауза на полминутки, а затем еще один подход — и так до конца.
Когда ребенок сможет записывать пять минут непрерывно без грубых ошибок и пропусков, переходите к более серьезной литературе.
Всего 10 минут 2-3 раза в неделю, и ученик подготовится к первым лекциям в средней школе.
Соблюдать правила
Если в младшем школьном возрасте ребенок мог слепо выполнять требования старших, то ранний подростковый возраст требует пересмотра авторитетов. Школьнику, который не понимает природы прав и обязанностей, будет трудно в новой обстановке.
Обсуждайте с ребенком законы и правила, которые его касаются, например, «Правила дорожного движения» для пешеходов. Предложите подумать, какое правило решит спорную ситуацию в вашей семье. Расскажите, кто придумывает правила и что делать, если ты с ними не согласен.
Спросите, может ли ребенок привести пример, когда несоблюдение правил приводит к беде.
Главное, что должен усвоить ребенок: во всякой ситуации надо включать голову.
Подстраиваться под разные требования
Забудьте об индивидуальном подходе к ребенку. Если учитель начальной школы учитывает особенности детей, заботится, напоминает, помогает выстроить отношения, то в средней школе все наоборот. Каждый учитель ждет, что школьники усвоят требования и подстроятся под стиль преподавания.
Не каждый ребенок справится с этими ситуациями на «ура»: одни школьники гибко реагируют на новые условия, другим требуются месяцы, чтобы привыкнуть к изменениям.
Развить социальные навыки поможет опыт сотрудничества с разными детьми и взрослыми. Кружки и спортивные секции, походы выходного дня и летние лагеря — все это работает на способность адаптироваться к новым обстоятельствам.
Разрешать конфликты
Один учитель разрешает выйти в туалет без поднятой руки, другой требует подчеркивать слова только зеленым карандашом, третий не пускает в класс за опоздание на полминуты, четвертый задерживает на перемене — как к этому относиться и что делать? Жаловаться классному руководителю, молча терпеть или бунтовать умеет любой ребенок. Договариваться и решать конфликты мирно — не каждый взрослый.
Чтобы ваш школьник оставался в плюсе в сложных ситуациях, нужна тренировка.
Дети учатся эффективно взаимодействовать на тренингах общения и выездных школах, например, на слете волонтеров.
Расставлять приоритеты и планировать работу
Учебных предметов становится больше, домашних заданий — еще больше. Чтобы успеть все или хотя бы самое главное, нужно разложить работу по полочкам. Если вы до сих помогаете младшекласснику с домашними заданиями, пора изменить свою роль в этом деле. Лучше сейчас, чем в средней школе.
Из активиста домашней работы вам нужно превратиться в коуча — мудрого советника, который помогает организовать процесс. Не садитесь рядом с ребенком, пусть он подойдет к вам для обсуждения. Спросите, что задано и сколько времени ребенок планирует потратить на всю работу. Пусть посчитает, сколько он потратит на каждое задание. Предложите установить таймер и заложить время на переменки. Пусть следует звонку неуклонно, что бы из этого ни вышло.
Когда отведенное время закончится, обсудите результаты и решения на будущее.
Не проверяйте работы, если ребенок не просит сам.
Отдыхать
Как часто родители говорят своему школьнику: «Какие уроки, ты еще на улице не был!», «Ты успел отдохнуть после школы?» Обычно взрослые не придают значения отдыху, ведь успеваемость важнее дуракаваляния во дворе. Учителя и родители ждут хороших отметок. Ребенок привыкает, что трудиться и показывать результаты важнее всего.
Никто не учит правильно отдыхать: наблюдать за природой, мечтать, заниматься ручным трудом и получать физическую нагрузку.
Домашнее хобби, спортивная секция, студия или клуб, куда ребенок бежит с радостью, будут отдыхом для него.
Ученик, который занимается любимым делом, чувствует себя более уверенно и легче справляется с трудностями перехода в новый школьный возраст.
Убедитесь, что у вашего школьника есть занятия, из которых он черпает силы для новых учебных побед.
Фото: Shutterstock.com
Статья опубликована на сайте Letidor.ru