Упражнения для развития крупной моторики ребенка являются частью родительской заботы и внимания. Через игру стимулируются мышцы, которые участвуют в психомоторном и неврологическом развитии. С помощью упражнений с мячами, погремушками и особым движениям развивается ловкость рук, кистей и ног, а также координация рук и глаз.

Каждый младенец развивается в своем собственном темпе. Однако ранняя стимуляция облегчает этот процесс и позже отразится на детской успеваемости в школе. Крупная моторика, в отличие от мелкой, укрепляет ноги, туловище и руки, улучшая равновесие при сидении, вставании и ползании.

Что такое крупная моторика?

Общая (крупная) моторика – это способность двигаться с помощью различных групп мышц. Тело выполняет комплексные действия скоординированно, находясь в балансе в момент смены положения.

Хотя крупная моторика более заметна со стороны, она дополняется мелкой моторикой. В самом деле, как мы увидим ниже, мышцы демонстрируют широкий диапазон движений, который дополняют пальцы, глаза или язык.

Читайте также: Почему рукоделие полезно для мозга?

Движения головой

Новорожденный ребенок может повернуть голову набок, но еще не может держать шею и нуждается в помощи. Любопытно, что глаза – это одна из первых частей тела, которыми управляет ребенок.

Фактически, при стимулировании голосом или другими звуками ребенок будет двигать головой и направлять взгляд в сторону источника звука. Ближе к двум месяцам, лежа на животе, он сможет поднять голову, если перед ним будет что-то интересное.

Движение головы ребенка.
Ребенок поворачивает голову к стимулам, которые он получает извне, прежде всего направляя взгляд.

Захват игрушек

Ко второму месяцу ребенок трясет руками, если он возбужден. Это проявление крупной моторики, но мы также можем увидеть, как у него просыпается интерес к собственным рукам.

После нескольких попыток ребенок, наконец, сможет взять их в рот, чтобы пососать. Сначала его ручки сжаты в кулаки, но вскоре он сможет разжать пыльцы и научится управлять ими.

На третьем месяце он протягивает руки, чтобы схватить предметы, вне зависимости от того, находятся они в пределах досягаемости или нет. И если сначала пальцы смыкаются рефлекторно, то теперь это происходит усилием воли. Хотя все это кажется нам естественным, это сложный процесс развития.

Повороты тела

На третьем месяце ребенок, как правило, уже может перевернуться с животика на спину. Оставлять его без присмотра на пеленальном столике или кровати ни в коем случае нельзя!

Он достиг того уровня сенсомоторного развития, когда части его тела работают вместе. Ребенок готов к движению к интересующему его объекту. Крупная моторика обеспечивает импульс, который глаза и руки передают вестибулярным органам.

Движение к объекту

Это движение объединяет все процессы, описанные выше. Контроль шеи, использование рук и повороты тела позволяют ребенку ползти к предмету, который находится перед его глазами.

Когда малыш достигнет своей цели, он обязательно возьмет предмет в руки, а с восьмого месяца сможет самостоятельно сесть и исследовать его. Максимально задействованы глаза, рот, язык, десны и зубы, которые отвечают за исследование и познание мира.

Ловля мяча

Все самое сложное происходит при ловле мяча. Эта способность начнет проявляться у малыша в 24 месяца. Она требует моторного планирования, зрительно-моторной координации, последовательности и двустороннего мышления.

Это интересно: Что такое проба Ромберга и для чего она нужна?

Упражнения для развития крупной моторики

Прежде чем начать делать упражнения, убедитесь, что малыш спокоен и находится в хорошем расположении духа. Включите музыку, улыбайтесь и разговаривайте с ребенком. Обязательно хвалите его за каждое новое достижение.

От 0 до 3 месяцев

1. Ребенок лежит на спине. Дайте ему зацепиться руками за ваши пальцы и осторожно приподнимите его на несколько секунд в сидячее положение, затем положите обратно. Это упражнение помогает малышу начать контролировать свою головку.

2. В том же положении на спине сложите ручки малыша на груди , а затем вытяните их в стороны. Это упражнение способствует глубокому дыханию и укреплению верхних конечностей.

3. Положите малыша на живот, чтобы его подбородок лежал на руке матери. Или просто позвольте ему какое-то время лежать на животе. Оба упражнения помогают привести в тонус мышцы шеи и плеч.

4. Ближе к трем месяцам кладите ребенка на живот и звоните в колокольчик или включайте музыкальную игрушку, чтобы он поворачивал голову в поисках источника звука.

4-7 месяцев

5. Положите ребенка на животик и дайте ему стимул, чтобы он поднял голову. Он попытается сделать это опираясь на руки.

6. Одно из упражнений для стимуляции крупной моторики – подтягивание туловища из положения лежа, описанное выше. Сначала это помогает малышу поддерживать голову. Через пять месяцев он уже сможет сидеть с небольшой опорой, а в шесть – уже несколько секунд без нее. Когда ребенок сможет сесть без посторонней помощи, начнется следующий этап развития его опорно-двигательного аппарата. Чтобы мотивировать малыша, побуждайте его тянуться к интересующим объектам.

От 8 месяцев до 1 года

7. Пришло время сделать первые шаги. Для этого встаньте сзади, возьмите ребенка за руки и поднимите на ноги. Затем подайте вперед одну руку, а затем другую.

8. В течение этого периода малыш будет стараться вставать у опоры. Его позвоночник должен окрепнуть, чтобы научиться быстро принимать вертикальное положение. Также необходимо развивать силу ног. Положите ребенка на спину и делайте с ним упражнение “велосипед”: двигайте его ногами так, будто он крутит педали.

Детские прогулки.
Первые шаги – достижение, которому радуется вся семья.

1 год и старше

9. Главное для этой стадии – равновесие. Одно из упражнений состоит в том, чтобы предложить ребенку поднимать игрушки с пола, наклоняясь и вставая с предметом в руках.

10. Еще одно интересное упражнение и игра – катать мяч. Малыш видит, как мяч катится к нему, оценивает расстояние, следит за ним глазами и тянется к нему телом, чтобы схватить. Затем берет его в руки и толкает обратно. Это простое на первый взгляд упражнение развивает координацию движений и тренирует вестибулярный аппарат.

Упражнения для развития крупной моторики способствуют лучшему развитию

Главное – не форсировать опорно-двигательный аппарат ребенка. Все дети уникальны, и каждый развивается в своем собственном темпе. Рекомендуется больше времени уделять установлению доверительного контакта и сближению с малышом.

Наконец, не спешите учить ребенка ходить, приобретая такие приспособления, как ходунки. Ползать гораздо полезнее. Пусть малыш проводит как можно больше времени на полу, исследуя знакомую территорию и перемещаясь по ней. Положение на четвереньках помогает создать прочную основу для дальнейшего физического развития.

10 упражнений для развития крупной моторики ребенка

©


Вам также может быть интересно:


Сохранить и поделиться: