Что это? Отголоски древних магических обрядов?
Это — «Заразительная» магия, под которой английский ученый Дж. Фрэзер понимал «Колдовские Приемы, Основанные на Законе Соприкосновения или Заражения». Чтобы удача, богатство и т. д. «Прилипли» и к ним, «заразили» их, люди старались заполучить хоть частичку имущества, еды, одежды, которые принадлежали к более удачливым, здоровым или прожившим долгую жизнь соплеменникам.
Эти обычаи:

* хан талау (ограбление хана. После поднятия хана на белой Кашме, ее разрывали на мелкие кусочки и каждый хотел завладеть таким лоскутком, «Заряженным» энергетикой самого хана, раздавался ханский скот, одежда, имущество (ему, конечно, затем все это компенсировали.
* жыртыс — лоскутки ткани (сейчас одежда покойного или платки), которые раздают при погребальном обряде. Хранение лоскутка ткани одежды (или предмета одежды) покойного означало связь живых с ним. Казахи верили в очень тесную связь между человеком и его вещами. На имущество владельца как бы нисходила часть его самого, «Отпечатывалась», оставляла свои отметины на всей принадлежащей ему собственности. Только в том случае, если это был авторитетный человек, батыр или долгожитель, то, завладев кусочком его одежды, человек как бы получал частичку силы покойного, его качеств.
Согласно этнографу б. Х. кармышевой: «по представлениям казахов, с помощью оторванного кусочка одежды благодатная сила (касиет) умершего передается живым. Казахи из лоскутков шили одежду для детей (в особенности, головные уборы), чтобы малыши жили так же долго, как дед или бабка, и заслужили такое же уважение окружающих».
* саркыт — раздача остатков угощения с поминок или пиршества. Эта пища, получившая часть витальной силы и благодать тех, кого угощали (или в честь кого ее приготовили), приобретала характер ритуальной пищи, отведав которую, человек приобщался к возможности достижения качеств и возраста почтенных людей и гостей.
: С. и. Борисов (1859-1935 гг. ).

Let’s block ads! (Why?)


©

Вам также может быть интересно:


Сохранить и поделиться: